Антон Нелихов: «История будущего. Что ждет Землю, Вселенную и человечество миллиарды лет спустя». Рецензия

Нелихов Антон Евгеньевич. «История будущего. Что ждет Землю, Вселенную и человечество миллиарды лет спустя». М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2021. — 80 с.

Антон Нелихов создал основанное на научных прогнозах и вместе с тем захватывающее путешествие в будущее нашей планеты и Вселенной. Читатель увидит танец континентов и красную радугу над иссушенной Землей, станет свидетелем столкновения галактик и полюбуется на изумительную туманность, оставшуюся от нашего Солнца. История Земли и жизни на ней показаны такими, какими мы их никогда не представляли.

Кому подойдет: это прекрасно иллюстрированное введение в будущее нашей планеты будет интересно не только юным читателям, но и станет увлекательным чтением для взрослых.

На русском языке время от времени появляются книги, посвященные вероятной истории будущего Земли. Правда, освещают они преимущественно развитие биосферы на сотни тысяч и миллионы лет тому вперед. Но лично мне в таких книгах, как «Дикий мир будущего» или «После человека. Зоология будущего», написанных Дугалом Диксоном (к слову, профессиональным геологом), больше всего было интересно, как сходятся и расходятся в будущем континенты, появляются и исчезают моря и сменяют друг друга климатические эпохи. Любое, даже столь успешное живое существо, как человек, теряется на фоне грандиозной геологической истории нашей планеты. Однако Антон Нелихов пошел дальше, проследив «жизнь» Земли в контексте космической эволюции. Что будет, когда Солнце раздуется до размеров красного гиганта? А когда оно взорвется? А когда Млечный Путь сольется с соседней галактикой Андромеда? «Историю будущего» можно рассматривать как полноценное продолжение его книги «История Земли. От звездной пыли к звездной пыли», более подробно освещающее очень продолжительное путешествие нашей планеты к газопылевому состоянию и дальше, в небытие. Если появление китовых олуш и мартышек-летяг предсказать довольно трудно, и это скорее на стыке с научной фантастикой, то относительно будущего планеты и космоса на миллиарды и триллионы лет вперед у современной науки имеется достаточно данных.

«Персонажи» книг Дугала Диксона. — Прим. автора рецензии

Разумеется, на таких отрезках времени точный прогноз невозможен, поэтому в книге Нелихова история будущего показана через ряд отдельных «моментальных снимков»:

Предсказание будущего не похоже на прогноз ближайшей погоды. Оно может показать только самые главные перемены. Будущее невозможно нарисовать в мелких деталях, но широкими мазками уже получилось узнать про многие важные события, которые ждут Землю, Солнце, Галактику, а затем всю Вселенную

Эти «моментальные снимки» сделаны через 50 тысяч лет, когда Земля войдет в новую криоэру, а по планете снова попоплзут ледники; через 250 миллионов лет, когда все континенты собрались в новый суперматерик — неопангея; через 500 миллионов лет, когда Солнце становится жарче, а суша перестает быть благоприятным местом для жизни; через 1 миллиард лет, когда из-за парникового эффекта наша Земля — это дом только для микробов; через 4 миллиарда лет, когда зона обитаемости уже смещена к Марсу, а наша галактика начинает эпичное слияние с галактикой Андромеда; через 6 миллиардов лет, когда Солнце становится красным гигантом; через 8 миллиардов лет, когда Солнце прекратило свой путь, став белым карликом, и, наконец, через триллионы лет в будущем, когда гаснут последние звезды.

Хотя в целом картина очень достоверная, некоторые из представленных в книге прогнозов сбивают с толку. Например, описание ледникового периода. Автор описывается его то как вполне «рядовой», когда «По Европе и Северной Америке с севера на юг привычно двинутся армады ледников высотой в несколько километров», то как совершенно экстраординарный, когда «Почти на всю планету лег громадный ледник». Все-таки последний раз Земля полностью (или почти полностью) покрывалась льдом 635 миллионов лет назад, в криогении. Континенты тогда были собраны в один суперматерик — Родинию. Автор, кстати, упоминает и криогений, и другие криоэры, но за последние 600 миллионов лет наша планета ни разу не приближалась к состоянию «Земли-Снежка», да и вряд ли уже приблизится вновь. Относительно судьбы нашей планеты у исследователей тоже имеются разные точки зрения — некоторые модели убедительно показывают, что Земля не переживет расширение Солнца. Но, как бы то ни было, поэтический образ планеты как молчаливого свидетеля космической эволюции не лишен научной достоверности, а потому вполне заслуживает право на существование.

Вообще, мы, кажется, плохо отдаем себе отчет в том, насколько сильно изменилось за последнее столетие наше представление о Вселенной и месте, которое человек в ней занимает. Представление о «глубоком времени», как и возможность заглянуть в будущее на миллиарды лет, являются удивительными плодами современного научного прогресса. Созданная трудами математиков, астрономов, физиков, биологов и геологов столь ясная картина того, откуда мы пришли и куда идем, превосходит все, что было создано человеческим разумом за прошедшие тысячелетия (пусть философы и писатели и забросают меня камнями). Труды эти позволили создать будоражащий воображение метанарратив, в котором история от Большого взрыва до тепловой смерти Вселенной — это наша история, мы ее неотъемлемая часть. Даже при наличии в безграничном Космосе других высокоразвитых цивилизаций (в существовании которых я не сомневаюсь) образ космической эволюции, созданный людьми, по-своему уникален, ведь он — плод нашего опыта, нашей биологии и культуры.

Для меня картины далекого прошлого и столь же отдаленного будущего проникнуты зернами благоговения перед силами несоизмеримо большими, чем наш дерзкий вид. Человеческий век короток. Континенты движутся со скоростью примерно 5 сантиметров в год. В масштабах человеческой жизни расстояния, преодолеваемые литосферными плитами, неощутимы. Незаметны и колебания уровня моря. Только если нам очень не повезет, мы на своем веку увидим, что такое трансгрессия мирового океана .

Имеется в виду подъем уровня мирового океана в результате глобального потепления. — Прим. автора рецензии

Таких примеров можно привести еще очень много. Поэтому книги, такие как написанная Антоном Нелиховым, очень ценны, ведь они открывают для нас окно в удивительные миры, обитателями которых мы никогда не будем, но в историю которых мы уже вплетены. Представление о том, что через пять миллиардов лет Солнце будет являть собой гигантский красный шар, заполняющий весь горизонт, не просто досужие размышления — это великое интеллектуальное достижение — и, кроме того, часть мировой культуры. Любой образованный человек должен иметь представление о том, как движутся континенты, какие геологические эпохи миновали на Земле и как эволюционируют звезды вроде нашего Солнца. Мы должны с легкостью совершать мысленные путешествия вдоль своеобразной исторической «линейки» от далекого прошлого к далекому будущему, как мы обычно укладываем в голове историю нашего вида со всеми древними египтянами, темными веками и т.д. Не вижу ни одной причины, почему мы не должны расширять обязательный минимум знаний. В конечном итоге, наш интеллект — гораздо более изящный инструмент, нежели просто средство для просмотра видео с котиками.

Книга Антона Нелихова рассчитана в основном на юного читателя, что является несомненным плюсом, ведь в таком формате очень удобно представить сложные концепты в доступной и в то же время запоминающейся форме. Безусловно, украшением книги являются замечательные иллюстрации созданные Андреем Атучиным, которые незабываемыми образами сопровождают эпичное путешествие в будущее.

Разворот книги

Может показаться, что история будущего — это очень грустная история. Все, что нам дорого, в конечном счете превратится в однородный квантовый суп — это ли не повод для печали. В будущем как будто нет места для Человека. Однако Нелихов предпочитает быть оптимистичным. Он пишет, что знать историю будущего важно, потому что:

... Космос и все его части постоянно меняются, и людям стоит готовиться к этим изменениям. Чем точнее люди будут понимать будущее, тем больше вероятность того, что в этом будущем найдется место и для человека

Тот факт, что мы осознаем столь многое, в том числе и вектор космической эволюции — это уже большой шаг к бессмертию нашего вида.

1. Антон Нелихов: «Палеонтологи и их питомцы». Рецензия;
  2. Антон Нелихов: «Изобретатель парейазавров: Палеонтолог В. П. Амалицкий и его галерея». Рецензия.