https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Рецензия

Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Рецензия

  • 991
  • 0,5
  • 0
  • 3
Добавить в избранное print
Рецензии

Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. Альпина Паблишер, 2020. — 295 с.

Почему музыка так на нас влияет? Кто лучше ответит на этот вопрос — музыкант или нейробиолог? Книгу «Музыка и мозг» написали в соавторстве два норвежца — они оба профессиональные неврологи и профессора музыки, так что тут практически бинго. Вряд ли вам удастся найти другую книгу, в которой настолько подробно были бы раскрыты темы музыки, гармонии и дисгармонии, пути звуков через ухо и слуховую кору к многочисленным отделам мозга, которые определяют, как мы воспринимаем музыку и как реагируем на нее.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Лёгкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: музыкантам, интересующимся нейробиологией, нейробиологам, интересующимся музыкой, людям, которые интересуются устройством мира музыки и нейробиологии :-)

Мозг — модная тема в современной нон-фикшн литературе. Прорывы в технологиях исследований за последние десятилетия позволили проникнуть вглубь мозга и увидеть те процессы, которые происходят с нами в самых разнообразных ситуациях. Благодаря этому ученые могут исследовать не только те процессы в мозге, которые роднят нас с животными, но и изучать, как проявляются в мозге чисто человеческие явления, такие как речь, абстрактное мышление или способность наслаждаться музыкой (хотя животным музыкальность тоже не чужда, только человек способен делать это сознательно, создав для этого огромную и разнообразную музыкальную индустрию).

Эта обстоятельная книга посвящена тому, как восприятие звуков в мозге влияет на музыку и как музыка влияет на процессы, происходящие в мозге, и включает в себя три раздела. Первый раздел рассказывает об эволюционной природе человеческой музыкальности и о том, когда и как появилась музыка. Авторы описывают, что мозг делает с музыкой, начиная с того, какие превращения происходят со звуковыми волнами, когда они попадают в ухо, проходят через структуры во внутреннем ухе, преобразуются в электрические волны и отправляются по слуховым нервам к стволу мозга и далее в отделы слуховой коры.

Кроме того, в книге рассказывается, из чего состоит музыка и разбираются основы музыкальной теории: как музыкальные инструменты порождают звуковые волны, что такое тоны и обертоны, в чем особенности «глубоких» и «плоских» звуков, почему одни сочетания мы воспринимаем как приятные и гармоничные, а другие — раздражающие или тревожные. Здесь же авторы описывают, каким образом мелодии влияют на наши эмоции, как мы узнаём знакомые ритмы и оцениваем незнакомые нам музыкальные стили.

Некоторые фрагменты текста книги рассчитаны на достаточно подготовленных читателей, или, по крайней мере, интересующихся темами музыки и нейробиологии. Без определенного кругозора и знания терминов понять объяснения авторов может быть непросто:

В этом же разделе авторы объясняют, каким образом возникают слуховые иллюзии. Наверное, текстовый формат не совсем подходит для того, чтобы показать читателю удивительный мир нот и мелодий: в темах, посвященных устройству мира звуков, очень не хватает самих звуков — это тот самый уникальный случай, когда лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть (точнее, прочитать).

Второй раздел книги рассказывает о том, как музыка влияет на формирование мозга: какой след оставляют занятия музыкой в строении мозга профессиональных музыкантов, как под воздействием музыки меняются слуховые отделы, как происходит координация с зонами, отвечающими за зрительное восприятие (чтение нот), восприятие времени (ритм и темп мелодии), движение и координацию мелкой моторики (для игры на музыкальном инструменте). Здесь же авторы рассуждают о том, что представляет собой музыкальный талант и как занятия музыкой влияют на личностные качества и способности человека в других сферах деятельности. Последний раздел посвящен музыкальной терапии и рассказывает о результатах научных исследований влияния музыки на различные состояния.

Из этой книги читатель может почерпнуть множество сведений о том, что такое музыка с точки зрения мозга, как человек создает музыку, воспринимает ее и меняется под ее влиянием. Пожалуй, у неё есть одно слабое место: темперамент рассказчиков может показаться читателям излишне спокойным — размеренные и детальные объяснения не будоражат эмоций и не дразнят любопытство читателя. Видно, что авторы любят предмет, о котором пишут, но их не удивляют те явления, которые составляют содержание книги. Поэтому они, вероятно, думают, что эти явления не удивят и читателя — хотя, по большому счету, в том, насколько мелодии могут повлиять на настроение, принятие решений и даже здоровье человека, кроется множество всего удивительного.

Комментарии