https://www.dia-m.ru/news/ekstratsellyulyarnye-matriksy-ot-abw/?utm_source=biomol&utm_campaign=banner_up_171122
Подписаться
Биомолекула

Артём Оганов: «Химия». Рецензия Людмилы Якимовой

Артём Оганов: «Химия». Рецензия Людмилы Якимовой

  • 71
  • 0,0
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Оганов Артём Ромаевич. «Химия». М.: «Аванта», серия «Большая наука детям», 2022. — 96 с.

Книга «Химия» от известного российского ученого международного уровня Артёма Оганова, написанная им для детей, не просто о химии элементов, молекул и кристаллов, химических реакциях. Это книга о нас и мире вокруг нас, потому что мы состоим из химических элементов, и все, что нас окружает — это тоже химия. Ее цель — показать детям многогранность и важность этой науки, привить любознательность и интерес к науке в целом.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: и детям разного возраста, и взрослым. Ее смело можно использовать для подготовки школьников к научно-популярным лекциям, викторинам, квестам на предметах «Окружающий мир», «Химия», «Биология» и др.

Книга «Химия» состоит из трех разделов:

  • Раздел 1. Химические элементы.
  • Раздел 2. Молекулы.
  • Раздел 3. Кристаллы.

Книга строится по принципу «от простого к сложному» — от атомов к молекулам и кристаллам. Сначала автор рассказывает о химических элементах в целом, как их пытались объединить в определенные закономерности ученые разных лет. Прослеживалась ли логика в этих рядах? На первых страницах мы знакомимся с новыми именами, помимо всем известного Дмитрия Ивановича Менделеева.

Иллюстрация из книги Артёма Оганова

Иллюстрация из книги Артёма Оганова

Далее следует достаточно подробный экскурс в каждый элемент. Мы остановимся на таких элементах, как водород, гелий, литий, бериллий, бор, углерод, азот, кислород, фтор, неон. И казалось бы поначалу, что мы пойдем дальше по рядам таблицы Д.И. Менделева, но у автора своя логическая цепочка, и на 47 странице он честно признается, что про каждый элемент рассказать хоть и возможно, но было бы интересно остановиться на некоторых — железо, галлий, мышьяк, бром и других тяжелых элементах.

Отрадно, что из книги российские школьники узнают об элементах, которые были открыты в России. Очень хотелось бы, чтобы именно на Рутении был сделан больший акцент, поскольку это единственный природный химический элемент, открытый в России профессором Казанского университета Карлом Клаусом в 1844 году.

Чтение затягивает погружением в историю и значимость каждого элемента. Например, знали ли вы, препаратами на основе какого элемента лечили первого императора Китая Цинь Шихуанди и русского царя Ивана Грозного, и с переизбытком какого элемента в организме может быть связана неконтролируемая жестокость?

На страницах книги вы узнаете об азотной и кислородной революции и о том, как «безжизненный» элемент стал основой жизни млекопитающих и растений.

Иллюстрация из книги Артёма Оганова

Иллюстрация из книги Артёма Оганова

Буквально на нескольких страницах говорится о молекулах, их свойствах. Этот раздел смело можно назвать как раздел «все обо всем» (а у Артёма Оганова он назван «Молекулы»). Здесь мы узнаем даже об отце квантовой химии Эрвине Шредингере и фуллеренах, и как молекулы могут образовывать кристаллы.

Иллюстрация из книги Артёма Оганова

Иллюстрация из книги Артёма Оганова

И уже теперь, подведя логически к теме, автор знакомит нас с кристаллами, с тем, чем отличаются аморфные вещества от кристаллических. И что идеальный кристалл — это бесконечный кристалл, а поверхность кристалла считается дефектом.

Текст читается чрезвычайно легко, пожалуй, с ним справится не только старшеклассник, это книга для чтения, начиная с младшего школьного возраста. Не только из-за текста, а еще и потому, что сопровождается многочисленным количеством рисунков. Рисунки — как отдельный мультипликационный сюжет книги.

Качество иллюстраций — на высочайшем уровне, красочно, ярко, ассоциативно с читаемым текстом. В тексте используются разные шрифты, что облегчает восприятие и цепляет взглядом. Основная и наиболее важная, по мнению автора, информация выделена цветом, размером и типом шрифта.

Книга, однозначно, не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого. Ее смело можно использовать для подготовки школьников к научно-популярным лекциям, викторинам, квестам на предметах «Окружающий мир», «Химия», «Биология» и др.

Комментарии