Барбара Тверски: «Ум в движении. Как действие формирует мысль». Рецензия
15 мая 2021
Барбара Тверски: «Ум в движении. Как действие формирует мысль». Рецензия
- 397
- 0
- 2
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Есть люди, которым в школе достаточно легко давалось черчение. Они могли в уме представить форму конечной детали, видя её развёртку на бумаге, или в нужном месте нарисовать сечение. Возможно, это вы; но если нет, то наверняка хотите узнать, как мозг это делает? Да? Тогда непростая для чтения, но информативная книга «Ум в движении. Как действие формирует мысль» когнитивиста Барбары Тверски для вас. На её страницах вы сможете также найти для себя информацию о научном объяснении креативности, создании визуальных средств социального взаимодействия и многом другом.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 5/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 5/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: философам, дизайнерам, людям, занимающимся когнитивными науками.
Книга состоит из двух взаимодополняющих частей. В первой части «Мир в уме», которая, в свою очередь, подразделяется на четыре главы, автор стремится раскрыть природу нашего мышления о пространстве. А во второй части под названием «Ум в мире», состоящей из шести глав, приводится описание нашего вклада в создание мира и окружающего нас пространства.
В предисловии Барбара Тверски даёт краткий анонс глав для того, чтобы каждый мог найти что-то интересное, при этом не читая всю книгу. Возможно, автор понимает, что кто-то захочет посетить лишь часть интересующих их лекций-глав. Вот их список:
- глава 1 (пространство тела)
- глава 2 (пространство вокруг тела)
- глава 3 (пространство ориентации)
- глава 4 (варианты и трансформации пространственного мышления и способности к пространственному восприятию)
- глава 5 (отражение мыслей в жестикуляции и её влияние на мышление)
- главы 6 и 7 (наши говорение и мышление о пространстве и практически обо всём остальном)
- главы 8, 9 и 10 (разработка и использование когнитивных инструментов, карт, диаграмм, систем обозначений, схем, графиков, визуализаций, объяснений, комиксов, зарисовок средств дизайна и изобразительного искусства.
Несмотря на то, что в книге поднимаются очень интересные темы, написана она непростым языком. И порой повествование может показаться читателю заунывным. Вот один из примеров достаточно скучного описания потрясающих структур, найденных в мозге, под названием клетки решётки:
В
1990-е гг. в мозге крыс были обнаружены клетки, обеспечивающие пространственную организацию клеток мест. Они находятся в энториальной коре, обрамляют гиппокамп и имеют множество взаимосвязей с ним. Их назвали клетками решётки, потому что они выложены в двумерной поверхности, как сетка карты, и схема активизации нейронов строится по принципу решётки.
Признаться, после прочитанного не возникло желания открыть оригинальную статью и убедиться в этом лично. А вот для сравнения, как о том же самом пишут сёстры Эстбю в книге «Это мой конёк» (на Биомолекуле на неё уже есть рецензия):
Предположения подтвердились: люди, как и крысы, любую местность превращают в схему в виде шестиугольника. Да мы все как пчёлы! И весь мир предстаёт перед нами как шестиугольная сетка.
После этого отрывка оригинальная статья, представшая перед глазами, надолго засела в памяти. Но вернёмся к «виновнику торжества».
Повествование помогают облегчить черно-белые рисунки и фотографии, которые по главам распределены неравномерно. Их ожидаемо намного больше в рассказе о графическом представлении и создании мира, но достаточно мало в тех темах о нашем мироощущении, которые трудны для понимания. При этом хотелось бы отметить, что автор снабжает описание экспериментов ссылками на оригинальные статьи, в которых при желании можно найти более подробную иллюстрированную информацию.
В восьмой главе «Пространства, которые мы создаём: карты, схемы, рисунки, объяснения, комиксы» нашёлся интересный пример о связи карт и эпидемиологии:
Они [карты] позволяют отслеживать распространение заболевания, становясь первым шагом для обнаружения его причины, как было сделано в знаменитой работе методичного врача Джона Сноу в отношении эпидемии холеры в Лондоне в 1845 г. В те времена никто не знал, что вызывает эту болезнь. Сноу попросил отмечать каждый случай на карте Центрального Лондона (его карта представлена на рис. 8.5). Он заметил,что многие случаи заболевания концентрированно встречаются в окрестностях водоразборной колонки на Бродстрит, и велел снять с неё ручку.
После этого с эпидемией было практически покончено, и одновременно зародилась наука эпидемиология, до сих пор в значительной степени основанная на картах.
Или вот занимательный пример: перед вами еще один замечательный способ использования руки — для представления нот и руководства пением хора. Это «гвидонова рука», названная так потому, что ее изобретение приписывается монаху Гвидо д’Ареццо, жившему в XI веке. Ее вариант представлен на рисунке ниже. Этому итальянскому монаху принадлежит также система обозначения ступеней, используемая и по сей день: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Для дирижирования хором в те времена ноты писали на ладони и пальцах, а затем указывали нужные ноты певцам. Хотя «гвидонова рука» вышла из употребления с распространением печатных нот, сегодня она переживает второе рождение.
Книга будет интересна философам, когнитивистам, людям, работающим в дизайн-индустрии. При этом помните, что никто не мешает вам выбирать лишь интересующие тематики, от этого общая канва повествования никак не нарушится, а интерес к книге, из-за особенностей её написания, не угаснет.