Числовая ось у цыплят такая же, как у людей

Новость
На правый-левый рассчитайсь!

Итальянские ученые поставили серию экспериментов, которые убедительно доказали, что цыплята склонны ассоциировать меньшие числа с левой стороной, а бóльшие — с правой. Получается, что их врожденное представление о направлении числовой оси совпадает с нашим.

Результаты ранее проводившихся экспериментов

Рисунок 1. Результаты ранее проводившихся экспериментов на ореховках (черные столбики) и цыплятах (белые столбики) [3]. Птицам показывали число, отмеченное на оси, направленной от них (training phase), а затем его нужно было отметить на оси, ориентированной слева направо (testing phase). В экспериментах использовались числа 4 и 6, которые птицы чаще отмечали с левого конца оси, чем с правого (отражено высотой столбиков). Постановка эксперимента критикуется, поскольку допускает влияние на результат эффекта смещения визуального внимания в левую сторону.

В школе нас учили рисовать числовую ось, на которой меньшие числа располагаются слева, а бóльшие — справа. Направление воображаемой числовой оси, однако, может отличаться у людей другой культурной принадлежности — например, у жителей арабских стран. В то же время, семимесячные младенцы, которым еще не привили определенное видение числовой оси, предпочитают расположение чисел в порядке возрастания слева направо [1]. По-видимому, у людей такие ассоциации областей пространства с числами существуют еще до начала обучения.

Известно, что многие животные, включая птиц, различают численность предметов и даже способны к абстрактному арифметическому мышлению [2]. Эксперименты для выяснения устройства числовой оси у животных тоже проводились — они ставились на цыплятах, ореховках и макаках. Эти эксперименты проводили по следующей схеме: животное помещали в камеру, в полу которой был ряд из регулярно расположенных отверстий, идущих от места высадки животного к дальней стене. Какие-то из них были отмечены как точки на числовой оси. Затем животное помещали в другую камеру, где ряд отверстий в полу был ориентирован по-другому — от левой стены к правой. От испытуемого требовалось «отметить» (подойти к правильному отверстию, чтобы получить корм) в новом ряду чѝсла, представленные в первой камере. В таких экспериментах животные чаще отмечали числа так, как будто их числовая ось ориентирована слева направо. Например, если в первом эксперименте было отмечено третье от животного отверстие в ряду, уходящем от него к стене камеры, то в другой камере, с рядом отверстий, ориентированным слева направо, животное выбирало третье отверстие слева, а не справа (рис. 1) [3].

К этим экспериментам, однако, были претензии из-за известного эффекта смещения визуального внимания в левую сторону, который существует и у приматов, и у птиц [4]. Такой эффект объясняется, по-видимому, асимметрией полушарий мозга, которая достигла наибольшего развития у человека, но присутствует в менее выраженной форме и у других животных. Чтобы по-честному разобраться, как устроены числовые оси в представлении животных, нужно было поставить эксперименты, на результат которых не влияло бы предпочтительное внимание к объектам в левой части пространства.

Эксперимент по ориентированию числовой оси

Рисунок 2. Эксперимент по ориентированию числовой оси из новой работы [5]. А — цыпленок знакомится с «целевым» числом. B — цыпленок чаще выбирает число слева, если оно меньше целевого. С — цыпленок чаще выбирает число справа, если оно больше целевого.

Итальянские ученые решили поставить эксперименты таким образом, чтобы смещение внимания в левую сторону пространства стало очевидным либо полностью исключилось [5]. Сначала трехдневных цыплят приучили искать еду за небольшими вертикальными панелями, на которых могли изображаться разные числа (конечно, не римские или арабские, а обозначенные соответствующим количеством одинаковых прямоугольников). Потом цыпленку ставили в центре камеры единственную панель с «целевым» числом и давали возможность с ним ознакомиться. Предположим, там было изображено пять прямоугольников. Дальше следовал сам эксперимент, в котором цыпленок оказывался в камере, где стояли уже две панели, справа и слева. На них было изображено одно и то же число (предположим, два), и цыпленку нужно было выбрать, пойти ли к левой или правой панели. Оказалось, что если в эксперименте число было меньше, чем целевое, цыпленок шел влево. И наоборот, когда в эксперименте на двух панелях было изображено по восемь прямоугольников, то есть больше, чем целевое число, цыпленок чаще выбирал правую панель (рис. 2). На всякий случай ученые повторили эксперимент с другими числами. Когда целевым числом было 20, при демонстрации меньшего числа (8) цыплята предпочитали поворачивать налево, а при демонстрации большего (32) — направо. Таким образом, в этих экспериментах не было выявлено предпочтительного внимания объектам в левой стороне. По-видимому, представление меньших чисел слева, а больших — справа является естественным не только для человека, но и для других животных.

Чтобы убедиться, что цыплята ориентируются именно на число фигур, а не на их общую площадь или периметр, ученые провели дополнительные эксперименты с более запутывающими наборами картинок, на которых, к примеру, общая площадь восьми фигур была больше общей площади тридцати двух фигур. Но цыплят не удалось смутить, и они по-прежнему шли влево, если демонстрируемое число фигур было меньше целевого, и вправо — если больше. Так что, как и большинство людей, цыплята ориентируют числовую ось слева направо, размещая меньшие числа слева, а бóльшие — справа. Возможно, здесь также играет свою роль асимметрия полушарий мозга, в той или иной степени присущая всем позвоночным. Как бы то ни было, представления о числовой оси оказались более фундаментальными и «глубоко запрятанными», чем было принято считать ранее.

1. De Hevia M.D., Girelli L., Addabbo M., Cassia V.M. (2014). Human infants’ preference for left to-right oriented increasing numerical sequences. PLoS ONE. 9(5): e96412. doi: 10.1371/journal.pone.0096412;
  2. Голуби умеют считать наравне с приматами;
  3. Rugani R., Kelly D.M., Szelest I., Regolin L., Vallortigara G. (2010). Is it only humans that count from left to right? Biology Letters6, 290–292;;
  4. Jewell G. and McCourt M.E. (2000). Pseudoneglect: A review and meta-analysis of performance factors in line bisection tasks. Neuropsychologia38, 93–110;;
  5. Rugani R., Vallortigara G., Priftis K., Regolin L. (2015). Number-space mapping in the newborn chick resembles humans’ mental number line. Science347, 534–536..