Данна Стоф: «Осьминоги, каракатицы, адские вампиры. 500 миллионов лет истории головоногих моллюсков». Рецензия

Данна Стоф. «Осьминоги, каракатицы, адские вампиры. 500 миллионов лет истории головоногих моллюсков». М.: «Альпина нон-фикшн», 2023. — 278 c.

Многочисленные, удивительные, невероятные обитатели океанских глубин предстанут перед читателем в выгодном свете. Даже если тема головоногих вам не очень интересна, Данна Стоф найдет, чем привлечь внимание — и если не влюбит в моллюсков, то несомненно заставит их уважать.

Кому подойдет: тем, кому интересны морские обитатели, даже в качестве блюда. В таком случае вы также найдете для себя много интересной информации.

Книга Стоф способна на редкий подвиг — настоящую популяризацию моллюсков. Среди людей, далеких от биологии, моллюски интересны людям разве что в качестве компонента блюда с морепродуктами. Стоит признать, что и среди биологов они не особенно популярны. Студентам обычно «рекламируют» молекулярную биологию, генетику, а что насчет зоологии беспозвоночных?

Гибкость и приспособляемость, благодаря которым головоногие пережили множество массовых вымираний, иногда радикально преображаясь, могут в будущем позволить им вновь царствовать в морях

Так вот, если бы Данна Стоф преподавала этот предмет в вузах, то плеяда этих узких специалистов изрядно бы пополнилась. Даже автор рецензии, далекий от темы биолог, прониклась историей удивительных водных созданий. Это ли не цель научно-популярной литературы?

Если в лаборатории сложно даже просто содержать этих животных, то попытки сделать из любого головоногого то, что биологи называют „модельный организм“, кажутся заранее обреченными на неудачу

О моллюсках, которых вполне успешно используют в качестве модельных объектов, читайте в спецпроектной статье «Биомолекулы».

В книге есть черно-белые иллюстрации как самих главных героев, так и схематические рисунки. При этом вы не встретите сложных схем или перегруженных картинок. Стоф с юмором подходит к вопросу, признавая факт непопулярности области и крайне скудного набора сведений. Тем не менее, при ознакомлении с историей головоногих моллюсков масштаб их истории не может оставить равнодушным. Сложности в исследовательской работе, полевые наблюдения — все это крайне непростой труд.

Стоф многое рассказывает об образе жизни головоногих моллюсков, о том, как они вообще появились и эволюционировали. Какими они были во времена динозавров и почему выживали, в отличие от многих, в тяжелые времена. О том, какое у них прошлое и какое их ждет будущее.

Книга все же насыщена терминами, поэтому легким чтение не назовешь. Разбираться в том, что хочет рассказать Стоф, не придется тем, у кого есть базовые знания об эволюции, анатомии и базовых принципах устройства моллюсков. Впрочем, если вам хоть сколько-то интересна тема, то определенно стоит с ней познакомиться. Стоф проведет читателя в увлекательный мир одних из самых древних в истории нашей планеты существ.