Дин Бернетт: «Идиотский бесценный мозг. Как мы поддаемся на все уловки и хитрости нашего мозга». Рецензия
22 февраля 2020
Дин Бернетт: «Идиотский бесценный мозг. Как мы поддаемся на все уловки и хитрости нашего мозга». Рецензия
- 402
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Мозг — наверное, один из самых интересных и интригующих органов в нашем теле. Тому, как он работает, посвящено огромное количество научных работ и написано множество книг. Но все же наш мозг остается самым исследуемым и самым неизученным одновременно. В книге «Идиотский бесценный мозг» нейробиолог и блогер The Guardian Дин Бернетт понемногу, легко и с юмором рассказывает почти обо всех составляющих человеческой сущности, в формировании и проявлении которой участвует наш мозг. Это и наше восприятие окружающего мира, и наши реакции на него. Это формирование интеллекта и способность воспользоваться им. Это то, почему кто-то боится безобидную муху, а кто-то бесстрашно занимается бейсджампингом. Это наша способность руководить или подчиняться более авторитетной личности. Это наше чувство юмора и вопрос, действительно ли смех — это реакция на страх? Если вы никогда раньше не интересовались тем, что же такое наш мозг, и зачем он нужен, то эта книга прекрасно подойдет для первого знакомства!
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 6/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 4/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: тем, кто хочет узнать о мозге, прочитав простую книгу с забавными историями
Дин Бернетт — нейробиолог и научный блогер The Guardian, ведущий колонку «Болтовня о мозге» («Brain Flapping»). В своей дебютной книге «Идиотский бесценный мозг» он пытается разобраться в том, как мы поддаемся на все хитрости и уловки нашего мозга. Исходя из аннотации, ожидаешь узнать, каким образом мозг управляет нашими желаниями, страхами, как и почему мы ведем себя в депрессии, к чему приводит стресс, почему мы зачастую совершаем иррациональные поступки и многое другое. Книга состоит из восьми глав, каждая из которых посвящена различным аспектам формирования памяти, особенностям развития речи, поведения, приспособления к разным ситуациям, концентрации внимания на одних вещах и игнорированию других, и, наконец, тому, что происходит, если что-то в мозге «ломается».
Но есть в книге и некоторые противоречия — почти в каждой главе автор подводит читателя к заключению, что в мозге все очень просто устроено, после чего сам же говорит, что на самом деле все очень сложно и даже гораздо сложнее, чем можно себе представить. Периодически такие противоречия немного сбивают с толку. Особенно в самом начале, когда во введении автор пишет, что «Эта книга посвящена тому, как наше нелогичное поведение обусловлено странными и причудливыми процессами, происходящими в нашем мозге». Логично ожидать, что сейчас вы всё и узнаете. Однако уже на следующей странице автор просит прощения за то, что «если вы ожидаете найти в ней [книге] исчерпывающее описание мозга и принципов его работы. Здесь его нет». Стоит ли ее тогда читать?
Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, она написана очень легким языком, изобилует яркими и понятными метафорами, которые зачастую помогают быстро понять, о чем идет речь, и запомнить многие факты. В ней много юмора, что отражает другую сторону самореализации Дина Бернетта — работу комиком. При этом, в книге ощущается некая недосказанность.
Стоит отметить, что, если вы хорошо учились в школе и были внимательны на уроках биологии и, тем более, если потом обучались на биологическом, психологическом или медицинских факультетах, то информация в большей части книги не покажется вам чем-то новым. Даже если вы просто иногда читаете научно-популярную литературу по психологии и нейронаукам, то вы вряд ли найдете здесь много нового. А может, вы и сами принимали участие в некоторых описанных экспериментах. Например, существует очень известный эксперимент Соломона Эша, в котором он оценивал, насколько важна для человека принадлежность к группе. Такой эксперимент часто проводят с детьми в школах и даже детских садах.
Соломон Эш [...] разбивал испытуемых на маленькие группы и задавал им очень простые вопросы. Например, показывал им три простые линии и спрашивал: «Какая самая длинная?» [...] большинство испытуемых дали совершенно неверный ответ. Для исследователей это сюрпризом не было, потому что в каждой группе только один испытуемый был «настоящим», а все остальные оказались подсадными утками, которые получили инструкцию давать неправильный ответ. Настоящий испытуемый должен был отвечать последним [...] И в 75% случаев испытуемые тоже давали неверный ответ.
С другой стороны, если вы новичок, то в качестве ознакомления с вопросами психологии, поведения и устройства отдельных зон мозга эта книга вполне может подойти. И если вас заинтересует одна из множества тем, затронутых в этой книге, вы можете найти более подробно написанную работу, посвященную конкретному отдельному вопросу. К счастью, научно-популярная литература, посвященная темам психологии и работы мозга, довольно обширна.
В книге отсутствуют иллюстрации. Для некоторых читателей это может не быть проблемой, особенно, если вы сдавали экзамен по анатомии мозга. Тем не менее, читатель, впервые сталкивающийся с описанием работы мозга и его частей, с трудом сможет понять что такое «скорлупа чечевицеобразного ядра» или «околоводопроводное серое вещество», даже с пояснением, что оно (водопроводное вещество) соединяет третий и четвертый желудочки. Сложно представить, действительно ли это имеет отношение к мозгу. Даже схематичный рисунок с обозначенными зонами упростил бы восприятие описанного.
Книгу с английского перевела Новикова М.В., и текст очень легко читается. Стоит также отметить, что в книге есть сноски и примечания переводчика, уточняющие и поясняющие некоторые факты и личности, что является несомненным плюсом.
В конце книги расположен список литературы, которую Дин Бернетт использовал при написании. Возможно, он не содержит всех ссылок на статьи и работы, в которых описаны те или иные результаты, тем не менее он достаточно обширен для того, кто хочет углубиться в проблему.
В целом, в этой книге каждый может найти что-то для себя. Это может быть подтверждением того, что не вы один забываете, зачем пришли на кухню, и возвращаетесь в комнату, чтобы вспомнить. Или это может быть внутреннее успокоение от того, что гнев, который вы, возможно, испытываете при проведении переговоров, полезен, поскольку приводит к более сильной мотивации договориться о чем-то. Возможно также, что после прочтения книги, в следующий раз, когда вы попытаетесь говорить неправду, вы вспомните о том, что ваши мимика и жесты, которыми также управляет наш мозг, могут вас выдать. Дин Бернетт приводит наблюдения из книги Оливера Сакса:
Несколько пациентов с афазией не понимали устную речь, но при просмотре выступления президента смеялись над ним... Дело в том, что пациенты, лишенные способности понимать смысл сказанного, научились распознавать невербальные сигналы и знаки... неискренность президента бросалась в глаза за счет лицевых тиков, языка тела, темпа речи... и так далее.
В конце концов, это просто приятное легкое чтение книги, не перегруженной множеством научных терминов. При этом она содержит достаточно информации, чтобы заинтриговать и стимулировать неискушенного читателя к более глубокому изучению вопроса.