Джеймс Поскетт: «Незападная история науки». Рецензия

Джеймс Поскетт. «Незападная история науки». М.: «Альпина Паблишер», 2024. — 474 c.

Джеймс Поскетт в своей книге «Незападная история науки» решил отойти от европоцентрического взгляда на развитие науки. Он собрал большое количество данных обо всем, что связано с историей основных областей естествознания, а после — структурировал их, указывая, о чем мы все время намеренно забываем или преуменьшаем.

Развитие науки во многом зависело от глобального культурного обмена и было связано с работорговлей, колонизацией и войнами. Пришло время вспомнить об этих забытых страницах истории.

Кому подойдет: мастрид для учащихся в магистратуре и аспирантуре на естественнонаучных направлениях! Однако книга будет, безусловно, интересна всем.

Книга содержит четыре части, каждая из которых рассказывает об одном из периодов развития науки. Мы начнем примерно с XV века и дойдем до наших дней.

Повествование в лицах значительно облегчает понимание книги и делает все происходящее ближе. Поскетт не просто пересказывает историю науки — он методично разбирает каждую веху открытий на множество маленьких деталей, говорит о параллельной работе большого числа ученых, указывает на все предпосылки, связанные с географией и политикой, и описывает жизнь самих ученых. Это делает повествование невероятно захватывающим.

Во Введении Поскетт пишет о том, что наука никогда не была уникальным продуктом европейской культуры, а также не было ученых, которые игнорировали исследования коллег из других стран и работали изолированно.

Османские астрономы путешествовали по Средиземноморью, объединяя исламскую науку с новыми идеями христианских и иудейских мыслителей. В Западной Африке придворные математики в Тимбукту и Кано изучали арабские рукописи, привезенные с другой стороны Сахары. Пекинские астрономы наряду с китайской классикой читали научные тексты на латыни, а в Индии один богатый махараджа нанял индуистских, мусульманских и христианских математиков, которые составили точнейшие астрономические таблицы

Многие факты о развитии науки оказались искажены в угоду политике:

Британские и французские империалисты продвигали ложную идею, что цивилизации Азии и Ближнего Востока находятся в упадке со времен Средневековья и потому нуждаются в „осовременивании“

Так времена, полные прорывных идей, переосмыслений и гениальных людей, оказались практически стерты. Поскетт в своей книге отдает им дань:

Каждый из этих людей, сегодня почти забытых, внес свой значимый вклад в развитие современной науки. Этот рассказ о них — об ученых, вычеркнутых из истории

Список примечаний и ссылок на другие источники занимает 58 страниц. Автор проделал скрупулезную, очень внимательную ко всем мелочам работу.

Очень порадовал текст и его перевод — книга читается довольно легко, и в некоторых местах ты даже забываешь, что это история науки — так похоже на интересную восточную или индийскую сказку, а иногда — на биографии ученых прошлого века! Потому автор рецензии надеется найти нечто отдаленно похожее, ведь подобных работ ранее не встречал.

Книга дополнена черно-белыми иллюстрациями, на которых изображены некоторые изобретения прошлого или вырезки из первых научных трудов. Также есть вклейка с подборкой цветных иллюстраций на ту же тему.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги.

Джеймс Поскетт

Иллюстрация из книги.

Думаю, книга будет интересна не только взрослым, но и школьникам: помимо нового взгляда на историю науки, из которой вырезали множество предпосылок к значимым открытиям, автор напоминает нам об историях государств — и даже разных интересных фактах, не отходя при этом от основной линии повествования.

(Все сорта чая, кроме ройбуша и каркаде, получают из одного растения... Этот факт ведь раньше проходил не только мимо рецензента?)