Дженнифер Акерман. «Эти гениальные птицы». Рецензия
06 июля 2019
Дженнифер Акерман. «Эти гениальные птицы». Рецензия
- 336
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Книга «Эти гениальные птицы» (в английском варианте «The Genius of Birds»), вышедшая в издательстве «Альпина Нонфикшн» в 2018 году, посвящена лабораторным и полевым исследованиям когнитивных способностей птиц. Вопреки устаревшему мнению о том, что большую часть их мозга занимает мозжечок, ответственный за координацию движений, когнитивные способности у птиц тоже отлично развиты. Птицы способны абстрактно мыслить, распознавать лица, различать работы Моне и Пикассо, дарить подарки и скорбеть. В процессе эволюции птицы развивались независимо от млекопитающих, поэтому строение мозга у них совсем не такое, как у нас. Тем интереснее его изучать. Кстати, для начала прочтите отрывок из этой книги, который также публикует «Биомолекула».
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 4/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: книга будет интересна начинающим орнитологам всех возрастов — даже у школьника по мере чтения обязательно возникнет интерес к сообразительным пернатым!
Дженнифер Акерман — писательница и научный журналист. В 1980 году она с отличием закончила Йельский колледж, где изучала литературу, и получила звание бакалавра по специальности «английский язык». С 1989 писала о науке, здоровье и природе в National Geographic, The New York Times Magazine, Scientific American, Natural History и других изданиях. «Эти гениальные птицы» — седьмая книга, которую написала Дженнифер Акерман, но первая, переведенная на русский язык.
Птичий мозг вовсе не примитивная, недоразвитая версия мозга млекопитающих. Птицы развивались своим, отдельным от млекопитающих эволюционным путем на протяжении более чем 300 млн лет, поэтому неудивительно, что их мозг выглядит совершенно иначе.
Если взять книгу и просто пролистать, то первое, что бросится в глаза — обилие имен ученых. По словам научного редактора этой книги, кандидата биологических наук, орнитолога и этолога Павла Квартальнова, Дженнифер сделала обзор публикаций почти всех важных исследовательских групп, которые сейчас изучают нейрофизиологию или поведение птиц. Таким образом, получился справочник, в котором мы находим имена известных сейчас орнитологов и этологов. Здесь есть рассказ и о Айрен Пепперберг, которая тренировала своего попугая Алекса; и о Николе Клэйтон и Люси Чеки, которые проводили эксперименты на обыкновенных сойках, чтобы показать, как те планируют свои действия. В поиске ответа на вопрос «почему все птицы умны по-разному?» Акерман отправилась на Барбадос, чтобы поработать с канадским ученым Луи Лефевром. Он был учеником Ричарда Докинза и разработал первую шкалу птичьего интеллекта. На протяжении всей книги Акерман ссылается на Лефевра, так что к концу книги он становится нашим старым знакомым.
Кеа — гении озорства, но вороны, как оказывается, тоже не прочь подурачиться. Они могут играть сами с собой, подбрасывая веточки в воздух и ловя их. Однажды две белощекие вороны были замечены за тем, что играли в «царя горы»: одна стояла на земляной горке и размахивала куском навоза, а другая пыталась забраться на горку и вырвать приз из клюва товарища.
Стиль, в котором пишет Дженнифер Акерман, вдохновит и научного журналиста: она виртуозно соединяет личные наблюдения и мысли, разговоры с учеными, научные факты и даже добавляет щепотку поэзии, кое-где процитировав Пабло Неруду и Эмили Дикинсон. В книге описан захватывающий мир, в котором ученые отправляются в экспедиции в самые отдаленные уголки Земли, и поставлены вопросы, на которые еще нет ответов. А не это ли самое увлекательное, что может быть для читателя?
Повествование динамичное, а информация распределена так, что читатель не перегружен научными фактами, но и не скучает. Так, чтобы дать читателю передохнуть, Дженнифер уделяет полстраницы тому, как ее восхищают птицы, и вновь переходит к сложному — описывает сиринкс (птичий вокальный механизм). И здесь всё же хотелось бы сделать этой книге небольшое замечание: в ней не хватает иллюстраций. Правда, читатель может подсмотреть в интернете строение сиринкса, танец шалашников, фотографии барбадосских снегирей и других птиц. Но все же с иллюстрациями книга была бы более законченной.
Книга получилась увесистая — почти 400 страниц; список литературы тоже немаленький — 90 страниц. Ссылки по тексту не расставлены и постраничного указателя в списке литературы нет: автор просто приводит цитату из текста и добавляет, где можно почитать подробнее об этом. Например:
«Если ты хочешь понять, как функционирует мозг...» — См. интервью Э. Канделя: «C. Dreifus, «A Quest to Understand How Memory Works: A Conversation with Eric Kandel,» New York Times, 6 марта 2012 г.
Но найти что-то в таком списке литературы довольно трудно, хотя немного помогает то, что он разбит на главы в соответствие с главами книги. В то же время, если в тексте вы обнаружите какое-то сомнительное утверждение или то, что хотелось бы прочитать в контексте научной статьи — скорее всего, ссылку на источник вам найти удастся. Вся информация, которую автор приводит в книге, отлично проработана. Кое-где допущены неточности, но в сносках даны добротные комментарии научного редактора. Например, на фразу о том, что у птиц нет мочевого пузыря, мы видим комментарий Павла: «У африканского страуса сохраняется мочевой пузырь». В своей лекции Павел Квартальнов даже признался, что доверял Дженнифер по всем вопросам физиологии птиц: «У нее было больше времени разобраться».
Книга переведена хорошо, наверное, только в одном месте проскользнуло неуклюжее «оставление гнезд большими синицами». В целом же книга читается легко и приятно.
Итак, регулярные внебрачные связи наряду с сохранением долгосрочной пары — это путь к эволюции мозга птиц и когнитивных способностей обоих полов.
Но, может, существует и другой вид гонки вооружений, стимулирующий развитие интеллекта. Что если во главе угла стоит не секс, а кража еды?
Книга «Эти гениальные птицы» ориентирована на широкий круг читателей. Особенно она будет интересна начинающим орнитологам всех возрастов — даже у школьника по мере чтения обязательно возникнет интерес к сообразительным пернатым!