Эдвард Кей: «Микробоведение. Узнать о болезнях все и остаться здоровым». Рецензия

Рецензии

Эдвард Кей. «Микробоведение. Узнать о микробах все и остаться здоровым». М.: «Пешком в историю», 2022. — 48 с.

Книга Эдварда Кея поведает ребенку об истории открытия, способах распространения и разнообразии микроорганизмов. Интересные факты об эпидемиях порой написаны излишне сухо, и младшим школьникам, вероятно, чтение наскучит, но микробы-инопланетяне с иллюстраций разбавляют приводимую статистику. Читать детям лучше в компании с родителями, которым предстоит иногда упрощать предложения для того, чтобы юные слушатели услышали и поняли научно-популярную историю Кея о маленьких и добрых соседях человека — микробах.

Кому подойдет: детям младшего и среднего школьного возраста

Книга поделена на 5 основных частей: значимость микробов, история открытия, способы распространения, знаменитые микробы и немного о будущем. Структура книги включает чередование сухих исторических фактов, поучительные наставления и комедийные вставки. Автор обращается напрямую к читателю: задает вопросы, вовлекает, меняет интонации повествования. Такая тактика работает на удержание внимания, благодаря чему пробираться через некоторые отрывки, посвященные отдельным событиям в истории, ребенку будет легче.

Когда чихаешь или кашляешь, прикрой рот и нос салфеткой или сгибом локтя, чтобы микробы не попали на твои руки или манжеты — оттуда им будет проще распространиться. Регулярно мой руки! Всего-то 20 секунд, но с мылом! А когда болеешь, оставайся дома, чтобы не заразить других!

Автор поясняет, что к микробам относятся бактерии, вирусы, грибы и простейшие. Основная часть книги посвящена бактериям и вирусам. Главные герои чаще всего изображены в виде мультяшных персонажей; фактическая достоверность соблюдается отчасти. Герои скорее похожи на инопланетян, нежели на микроорганизмы. В сюжетных иллюстрациях, посвященных историческим фактам, детали строения микробов опускаются ввиду обилия объектов.

Читать книгу нелегко из-за тяжеловесных предложений со сложными конструкциями, иногда длительной подводки к основной мысли. Некоторые фрагменты утомляют юного читателя, но яркие детальные картинки отчасти облегчают восприятие. Стиль рисунков — несколько карикатурный, порой с излишним комизмом, демонстрирует способы передачи микробов от человека к человеку. Иллюстрации цветные, дополняют текст и расположены так, что логических нестыковок «здесь про микробов, а нарисовали таракана» нет.

Врачи пробовали всевозможные методы лечения. Например, кровопускание или снадобья, содержащие „порошок из рога единорога“, а также мышьяк и ртуть. Если человеку не хотелось глотать эти опасные „лекарства“, то доктор мог приложить к воспаленным лимфоузлам живую курицу, точнее, ее ощипанный зад, чтобы вытянуть заразу. Как это ни удивительно, ни один из этих методов не работал

В конце книги есть словарик терминов, указатель и список книг, которые можно почитать по данной теме. Примечательно, что почти все из них предназначены для взрослых. Но здесь не хватает списка литературы, так как в книге упоминаются исследовательские работы, о которых хотелось бы узнать дополнительно, но автор не указывает, откуда он взял информацию. Нужно ли это для детской книги? Можно отвечать по-разному, но, если приведен список книг по теме, тем более для взрослых, то можно было бы найти место и для перечисления научных публикаций.

Ученые проводят эксперименты: заменяют одни микробы другими, чтобы мы чувствовали себя лучше и требовали только вкусную и полезную пищу

Книга подойдет школьникам среднего возраста; ребятам помладше лучше читать ее с родителями. Может быть использована для ознакомления с миром микробов и причинами, по которым следует соблюдать правила гигиены.