Элинор Клегхорн: «Нездоровые женщины. Почему в прошлом врачи не хотели изучать женское тело и что заставило их передумать». Рецензия
10 мая 2023
Элинор Клегхорн: «Нездоровые женщины. Почему в прошлом врачи не хотели изучать женское тело и что заставило их передумать». Рецензия
- 285
- 0
- 1
-
Автор
-
Редакторы
История медицины таит в себе множество темных уголков и пробелов, которые современность восполняет до сих пор. «Нездоровые женщины» — книга о женщинах, сделавших большой вклад в современную медицину. Давайте отправимся в путешествие по истории медицины через призму женского здоровья в мире мужчин.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 6/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: для тех, кому интересна история, интересна жизнь женщин в прошлом и тем, с какими проблемами в системе здравоохранения они сталкивались и продолжают сталкиваться до сих пор.
«Нездоровые женщины» — книга об истории развития медицины через призму женского здоровья.
Обложка яркая, книгу приятно держать в руках. Качество бумаги и шрифт, однако, оставляют желать лучшего. Бумага темная, тонкая, легко повреждается, чернила мажутся, если провести по странице пальцем, может пачкать руки. Шрифт достаточно мелкий, и в отсутствие промежутков между абзацами текст воспринимается несколько тяжеловато. В книге нет иллюстраций. Думаю, что для рядового читателя было бы полезно визуализировать некоторые медицинские инструменты и манипуляции в разные времена.
Научившись жить как нездоровая женщина, я поняла, что моя история — это часть общей истории
Кроме названия, на обложке расположен подзаголовок, достаточно кликбейтный: «Почему в прошлом врачи не хотели изучать женское тело и что заставило их передумать». Однако в самом содержании книги нет ответа на данный вопрос, а в оригинале это звучит так: «Путешествие через медицину и мифы в мире, созданном мужчинами». «Нездоровые женщины» — это действительно книга-путешествие, состоящая из трех частей: «Древняя Греция — XIX век», «Конец XIX века — 1940-е годы» и «С 1945 года до наших дней».
Сосредоточенность медицины на женской физиологии как определяющем факторе женственности мешало пониманию многих заболеваний
Разделение на такие части выбрано не случайно: именно на стыке этих времен происходили наиболее громкие исторические изменения в социальном статусе женщины, что, несомненно, влияло и на медицину. Однако бывают неудобные моменты, когда главы, например, про обезболивание родов, повторяются в нескольких частях и уже тяжелее плавно оценить эволюцию знаний в этой области. История борьбы за право женщин распоряжаться своей репродуктивной системой — контрацепция и аборты, на мой взгляд, более логично изложена в книге Хелен Льюис «Неудобные женщины», где каждой проблеме выделяется отдельная глава.
Элинор Клегхорн поднимает важную, в том числе и в современном здравоохранении, тему: недоверия к женским жалобам, особенно когда женщина кричит о своей боли. Когда проходишь через историю медицины через призму женского здоровья, то становится понятно, откуда растут ноги у этого недоверия, а самое главное, что, несмотря на многие изменения, данные темы все еще табуированы, и женщины не получают должной осведомленности и помощи в таких частых проблемах, как болезненные или обильные менструации, влияющие на социальную жизнь, предменструальный синдром, головные боли, хронические тазовые боли, боли при сексе, обезболивание родов, послеродовая депрессия, контрацепция, аборты и т.д.
Например, болезненные менструации до сих пор считаются чуть ли не нормой и достаточно часто в качестве терапии девушкам до сих предлагают... беременность.
Единственным „естественным“ лекарством от боли считалась беременность, которая якобы могла успокоить матку путем расширения ее шейки
Как гинеколог, я часто сталкиваюсь с пациентками, которые годами терпели свою боль, потому что не могли найти человека, который бы поверил им, что эта боль не психосоматика, что это боль не придумана, и что ее не надо лечить только у психиатра.
О женщинах часто говорили, что они „жалуются“ на боль, а не „испытывают“ ее, и их часто называли ипохондриками
Кроме исторических фактов, Элинор Клегхорн в конце рассказывает и свою историю столкновения с британской службой здравоохранения и то, насколько долго ей не могли поставить верный диагноз, часто по причине недоверия.
Важно учитывать, что в основном приводятся примеры из истории таких стран, как США и Великобритания, поэтому полноценно оценить мировые тенденции невозможно. В первых частях есть упоминание Греции, Римской Империи, Германии. Учитывая, что автор проживает в Великобритании, то это достаточно логично.
Кроме того, оценка истории только через призму женского здоровья проводится в отрыве от истории самой медицины. Так, например, говоря о том, что над женщинами проводились операции без обезболивания, исследователь забывает, что применение анестезии началось только через несколько лет после вышеизложенных событий, поэтому обвинять врача в преднамеренной жестокости странно. Также нет данных о том, как данные симптомы интерпретировались и лечились у мужчин, так как вполне вероятно, что в тот же период у мужчин данные симптомы также трактовались неверно, и лечение проводилось крайне сомнительным способом. При описании некоторых фактов, когда женщины подвергались каким-то ненужным, а зачастую вредным манипуляциям, если их проводил врач-мужчина, то его упоминали как жестокого сексиста, однако если исполнителем была женщина, то скорее будет использовано слово «заблуждалась». Схожие перекосы есть и при обсуждении угнетения чернокожих женщин. Если знания и средства для контрацепции распространяет чернокожая женщина, то они разумны, однако если этим занимаются белые женщины, то данные проекты могли быть расценены, как «расистские». Однако при этом не были подняты проблемы здоровья женщин развивающихся стран, которые также испытывают массу проблем и бедствий вследствие религиозных и традиционных притеснений. Например, до сих сохраняется культура женского обрезания, дискриминации женщин во время менструаций, в том числе и опасные традиции, например, чхаупади, когда женщины не могут находиться дома во время менструации. И это выглядит в такой ситуации, как двойные стандарты.
Учитывая, что это дебют автора, где поднимаются действительно важные и интересные темы, в данной работе много интересных, хоть и малоизвестных исторических фактов. Книга может быть рекомендована к прочтению тем, кому интересна история, интересна жизнь женщин в прошлом, с каким проблемами в системе здравоохранения они сталкивались и продолжают сталкиваться до сих пор.