Эмма Янссон: Книги «Рыбы», «Птицы», «Насекомые», «Цветы и растения», «Грибы и ягоды», «Деревья». Серия «Моя первая книга». Рецензия

Эмма Янссон. Серия «Моя первая книга»: «Рыбы», «Птицы», «Насекомые», «Цветы и растения», «Грибы и ягоды», «Деревья». М.: «АСТ», 2022. — 32 с.

Если вы решили, что пора знакомить ребенка-дошкольника с окружающим миром, хотите показать ему красоту и уникальность окружающей природы, рассказать забавные факты о ней, но не хотите пока грузить его теорией, то серия детских книг Эммы Янссон вам определенно подойдет. Текст прост и понятен детям, при этом дополнен красивейшими иллюстрациями, прорисовка тщательная и стильная, рассматривать рисунки можно очень долго. А если иллюстрации от Эммы Янссон не оставили вас равнодушными, то можно прикупить себе пару товаров в ее интернет-магазине.

Кому подойдет: дошкольникам и их родителям, а также любителям ботанической иллюстрации.

Серия «Моя первая книга» создана Эммой Янссон — шведским фотографом, художником и современным фермером. Помимо возделывания земли, разведения животных, написания детских книг и их иллюстрирования, Эмма Янссон — предприниматель. Вдохновленная красотой сельской местности Швеции — пастбищами, лесами, реками и их обитателями — она создала свой бренд — eplaros. И разработала визуальных облик множества товаров, начиная от предметов интерьера и товаров для детей и заканчивая продуктами питания.

Для своих маленьких читателей Эмма Янссон приоткрывает дверь в уникальный мир окружающей природы. Ее книги небольшие по объему, написаны простым и понятным для детей языком, не перегружены терминами, поэтому информация из них легко воспринимается и запоминается, а красочные реалистичные иллюстрации манят и детей, и взрослых, их хочется рассматривать снова и снова.

Тематика книг следующая:

• Рыбы,
  • Птицы,
  • Насекомые,
  • Цветы и растения,
  • Грибы и ягоды,
  • Деревья.

В книгах кратко, по одной или по половине странице на каждого, описаны порядка двадцати представителях окружающей среды, их внешний вид, условия существования, занимательные факты и другая информация.

Книга «Рыбы» знакомит читателей с жизнью линя, окуня, щуки, судака, плотвы, уклейки, угоря, сома, налима, трески, сельди, скумбрии, губана, камбалы, лосося, кумжи, гольца, хариуса, а также с рыболовными снастями и терминами «профессионального» рыболова.

Иллюстрация из книги

Рисунок 1. Иллюстрация из книги Эммы Янссон.

«Рыбы»

В книге встречаются советы для начинающих рыболовов, актуальность которых требует проверки на практике:

Ловят линя на удочку, в качестве насадки хорошо использовать кукурузу или что-нибудь с запахом чеснока

Книга «Птицы» повествует о поползне, снегире, синицах, зяблике, корольке, вальдшнепе, сойке, дятле, дрозде, трясогузке, чибисе, журавле, цапле, лебеде-кликуне, крякве, поганке, кулике-сороке и чайке.

Иллюстрация из книги

Рисунок 2. Иллюстрация из книги Эммы Янссон.

Книга «Насекомые» знакомит читателей с короедом, усачом, жуком-оленем, жуком-носорогом, щитником, клопом-солдатиком, светляками, божьими коровками, навозниками, бронзовками, плавунцами, водомерками, мошками, мухами, осами, саранчой и кузнечиками, муравьями, стрекозами, шмелями, пчелами, бабочками. Также можно узнать, как организовать гостиницу и бар для насекомых.

Иллюстрация из книги

Рисунок 3. Иллюстрация из книги Эммы Янссон.

В книге «Цветы и растения» собраны следующие цветущие растения: мать-и-мачеха, печеночница, ветреница, манжетка, чина, подорожник, первоцвет, незабудка, шиповник, гравилат, смолка, тысячелистник, цикорий, колокольчик, подмаренник, клевер, нивяник, можжевельник, одуванчик, крапива, фиалка, кипрей, таволга, росянка, кислица, линнея, ель, многоножка, вереск, кувшинковые, рогоз, орхидеи.

Часто упоминается о двух группах растений (съедобных и несъедобных). Первые, согласно книге, обычно добавляют в чай или смузи. Однако не стоит забывать, что надо быть чрезвычайно внимательным и не перепутать их со второй группой. Нужно ли знать целевой аудитории книги, что какие-то части определенных растений можно употреблять внутрь — это выбор родителя, но, по мнению автора этой рецензии, это не совсем подходящий возраст.

Иллюстрация из книги

Рисунок 4. Иллюстрация из книги Эммы Янссон.

Книга «Грибы и ягоды» познакомит маленьких читателей с земляникой, ежевикой, морошкой, черникой, клюквой, малиной, брусникой, а также некоторыми грибами (спарассис курчавый, разнообразные лисички, белый гриб). Взрослые смогут взять на заметку несколько интересных рецептов.

Иллюстрация из книги

Рисунок 5. Иллюстрация из книги Эммы Янссон.

В книге «Деревья» читатель знакомится с многообразием этого вида растений (ель, сосна, береза, ракита, бук, дуб, клен, липа, вяз, ясень, ольха, осина, рябина, черешня, яблоня), а также с различными интересными фактами, касающимися деревьев, например, с возникновением так называемых ведьминых метел.

Ведьмины метлы могут выглядеть по-разному, и причины их появления тоже разные. Либо это гриб, атаковавший дерево, например, березу, либо аномальное развитие кроны, когда ветки, к примеру, ели, растут слишком скученно. А выглядит так, будто елка вдруг превратилась в брокколи, правда?

У данной серии книг нет никакого введения, поэтому не совсем понятно, что является критерием выбора именно этих животных, грибов и растений, и кажется, что информация подана однобоко, а выборка — не всегда логична (особенно это касается грибов). Если зайти на сайт издательства АСТ и прочитать аннотацию, то становится понятно, что в книгах описано то, с чем мы сталкиваемся каждый день на прогулках, в парках, по пути в магазин, детский сад, школу. В связи с этим возникает вопрос, что чаще встречает среднестатистический читатель: вереск, которому отведена страница, или какую-нибудь сыроежку? Спарассис курчавый увидеть на рисунке, конечно, стоит, но это не совсем типовой представитель этого царства.

Справедливости ради стоит иметь в виду, что книги эти — шведского автора, и представленные в книгах животные, грибы и растения находятся в другой климатической зоне, отличающейся от нашей. Книги не являются всеобъемлющей энциклопедией для маленьких читателей, это скорее заметки человека, любящего природу и наслаждающегося частым с ней общением. Они написаны простым и понятным языком, количества терминов достаточно для дошкольников, что несильно утомит родителей и воспитателей детского сада, отвечающих на их вопросы, но вот для среднего школьного возраста материал будет слишком прост.