Подписаться
Биомолекула

Франс де Вааль: «Разные: Мужское и женское глазами приматолога». Рецензия

Франс де Вааль: «Разные: Мужское и женское глазами приматолога». Рецензия

  • 322
  • 0,2
  • 0
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Франс де Вааль. «Разные: Мужское и женское глазами приматолога». М.: «Альпина нон-фикшн», 2023. — 566 с.

Десятилетия наблюдений за приматами помогли Ваалю написать увлекательный, даже приключенческий труд о разнице между мужским и женским началом. Многое из того, что, как мы считаем, свойственно исключительно человеку, на самом деле лежит в самой нашей природе — как животных, как вида, который весьма близок к обезьянам. Вы узнаете чуть больше о любви, страсти, заботе, нежности, ревности и многих других сторонах отношений. А самое главное — вы убедитесь, что мы, мужчины и женщины — действительно разные, и что это абсолютно нормально.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: любителям книг о животных, этологии, эмпатии и психологии в целом. Стоит обратить внимание, что книга отмечена возрастным ограничением «18+», и сделано это не просто так.

Книга поделена на 13 частей, среди них: «Игрушки — это мы» о разнице в играх мальчиков и девочек, «Гендер» об идентичности и самосоциализации, «Неверная метафора» о преувеличенной роли патриархата, и другие. Так или иначе, все части посвящены актуальным и интересным темам разницы между мужчинами и женщинами. Позиция Вааля весьма однозначна и она отражена в названии книги, но, тем не менее, автор весьма гибок во взглядах, он осторожно, ненавязчиво подходит даже к самым щекотливым вопросам. Он не старается спровоцировать читателя на эмоции, его цель — проиллюстрировать жизнь приматов и сравнить некоторые ее аспекты с поведением людей, чтобы помочь нам понять самих себя, свое поведение, свои чувства.

Каждая глава снабжена отсылками к исследованиям на приматах, а также воспоминаниями Вааля и его рассуждениями. Значимое место автор отводит психологической стороне вопроса, и не безосновательно, ведь он сам, после посвященных приматологии десятилетий, стал уделять психологии все больше и больше внимания. Поэтому в книге встречаются отсылки не только к тем событиям, которые происходят в заповедных лесах, питомниках или научно-исследовательских институтах, но и к трудам великих психологов человечества, например, к Фрейду.

... у человека относительно крупный мозг, по своей структуре и нейронной химии он едва ли отличается от мозга обезьяны. Он состоит из таких же частей и работает точно так же

Книга отлично переведена и отредактирована, она читается легко, будто художественный роман. Главные герои, обезьяны, представляются личностями, которые запоминаются, которым сопереживаешь. Вааль заденет за живое каждого: он пишет о материнстве, о любви, о сестринстве, о власти, о сексе, о насилии, брачных играх, власти. Читатель станет свидетелем веселых эпизодов из жизни обезьян и узнает, что юные самцы предпочитают играть с машинками, словно человеческие дети. И тут автор проявляет гибкость, например, заявляя, что в гендерном разделении игрушек нет никакого смысла — дети сами решат, во что им играть. И сколько бы мячей не покупали мальчику, если ему захочется рисовать, то его не остановит ни отсутствие бумаги, ни потеря фломастеров, ни пресловутый мяч под ногами. Но и без драмы на страницах книги не обошлось, будь то борьба за власть между самцами, бесконечные перипетии, связанные с иерархией внутри группы, или с гибелью детенышей у глухой самки.

Вааль выбрал весьма смелую тему для книги. Как бы он ни написал ее, найдутся те, кто нападет на него за его взгляды. Он и сам пишет об этом: «То, что я написал на эту тему целую книгу, возможно, одно из моих глупейших решений». И дело даже не в пресловутой разнице мужского и женского начала. Вааль зашел чуть дальше — значимая роль в книге отведена сексу как одному из главнейших паттернов в межполовом взаимодействии. Впрочем, даже в таком «тонком» вопросе автор сумел сохранить чувство юмора, а также добавить фотографий для наглядности.

Другой важной темой книги стала гендерная идентичность и отношения между особями одного пола. Так уж вышло, что только человек постоянно загоняет себя в некие культурные рамки, которые меняются с завидной регулярностью от эпохи к эпохе. Животные не ограничивают себя: отношения между особями одного пола (даже сексуального характера) помогают обезьянам поддерживать мир в группе. Особое внимание стоит обратить на бонобо, которых Вааль часто называет «хиппующими обезьянами».

В книге встречаются рисунки, сделанные самим автором, а также своего рода вклейка со снимками, иллюстрирующими все ключевые темы. Они прекрасно дополняют повествование, предоставляя минутку отдыха читателю.

Вааль поднимает много интересных тем. Так, автор рассуждает о том, что нет оснований полагать, будто генетика определяет нашу личную «реальность». Прямо на страницах книги автор опровергает популярную теорию Докинза об эгоистичном гене и прекрасно аргументирует свою позицию. Вааль приводит отсылки не только к Докинзу, но и к произведениям другого популярного автора-ученого — Карла Циммера.

Так же как мы не способны оценить степень участия барабанщика и барабана в создании звука, мы не можем определить конкретное соотношение воздействия генов и окружающей среды на любой вид поведения. Если девочка смеется так же, как ее мать, или мальчик разговаривает, как его отец, это может быть от того, что они безупречно повторяют свои ролевые модели... Без контролируемого эксперимента (и связанных с ним этических проблем) у нас мало надежды разделить роль генетики и окружающей среды

Книга подойдет всем, кто интересуется этологией, психологией, приматологией, отношениям между полами. Пожалуй, Вааль сумел создать мастрид, который следует прочитать по достижению 18 лет. Для чтения не требуется бэкграунд биолога — книга написана доступным и живым языком.

Комментарии