Геномика этики и эстетики

Добавить в избранное
Азотистые основания, входящие в состав четырех нуклеотидов, компонентов молекул ДНК, из которых образован человеческий геном. Источник.
Как уже не раз упоминалось в том числе и на нашем сайте, современные достижения молекулярной биологии и внедрение всё новых технологий дают обширные возможности для развития индивидуальной геномики и медицины. Однако, как это обычно бывает, крупные научные достижения могут быть использованы неразумным человечеством как на пользу, так и во вред. Очевидно, совсем скоро может разгореться общественная дискуссия об этическом аспекте секвенирования геномов конкретных индивидов.

Некоторые аспекты секвенирования целых геномов конкретных людей потенциально могут вступать в конфликт с нормами научной и общечеловеческой этики. Дело в том, что в настоящее время можно получить довольно много информации о человеке, зная только последовательность нуклеотидов в его ДНК. В частности, можно узнать о его генетических дефектах, предрасположенности к заболеваниям, можно получить информацию даже о некоторых чертах его внешнего вида. Дальнейшее использование этой информации может нести как пользу человеку, так и определенные негативные последствия.

На эту проблему обращает внимание коллектив ученых и общественных деятелей во главе с Тимоти Клофилдом (Timothy Caulfield). Исследователи предлагают выработать определенный свод правил, который определял бы этические границы в области подобных работ. В документе предполагается оговорить необходимость наличия информированного согласия испытуемого на проведение исследования, возможность отказаться от участия с возвратом полученных данных, а также регламентировать вопросы публикации результатов подобных исследований.

В работах по изучению последовательностей целых геномов, испытуемые часто теряют контроль над своей персональной информацией, что потенциально может привести к тому, что данные об их личных генетических особенностях могут попасть в недобросовестные руки. Так что, идя на участие в подобных экспериментах, испытуемые должны быть полностью информированы о том, как и в каких рамках будет использована полученная информация.

Центральным аспектом в рекомендациях коллектива под руководством Клофилда является потребность организации жесткого контроля за информацией и выработка механизмов надзора за получаемыми данными. Несмотря на то, что до настоящего момента, к счастью, не было случаев некорректного использования информации о последовательности ДНК конкретных индивидов, нет гарантии, что этого не произойдет в дальнейшем, когда механизмы секвенирования станут еще более совершенными. По материалам ScienceDaily.

Публикации по теме:

1. Caulfield T., McGuire A.L., Cho M., Buchanan J.A., Burgess M.M., et al. (2008). Research ethics recommendations for whole-genome research: Consensus statement. PLoS Biol. 6, e73 (в интернете);
  2. биомолекула: «454-секвенирование (высокопроизводительное пиросеквенирование ДНК)».