Илья Гомыранов, Владимир Полевод: «Насекомые России». Рецензия

Рецензии

Гомыранов И.А., Полевод В.А. «Насекомые России». Художник: Полевод В.А., Алехина Н. И., Тимоханов В.А. Издательство «АСТ», серия «Лучший определитель», 2019 г.

Книга «Насекомые России» из серии «Лучший определитель» от издательства АСТ — пожалуй, действительно лучший определитель насекомых, который можно взять в поход, чтобы определять или даже специально искать интересных насекомых, развивая внимательность и научное мышление. А можно просто подолгу рассматривать книгу дома, ощущая многообразие и красоту мира насекомых.

Кому подойдет: детям школьного возраста

Авторами этого путеводителя в мир насекомых являются два биолога — зоолог и популяризатор науки Илья Гомыранов и энтомолог Владимир Полевод, который также иллюстрировал данную книгу. На каждом ее развороте представлено по 5–10 точных биологических рисунков насекомых, по которым их легко узнать в дикой природе.

Пожалуй, яркие иллюстрации — ключевое преимущество данной книги. Уже это делает ее прекрасным определителем, которым могут пользоваться далеко не только школьники (как рекомендует описание), но и любой натуралист. На каждом рисунке обозначены ключевые элементы, на которые стоит обратить внимание, например, форма головы или длина усиков. При этом отсутствует лишняя информация и многократные повторения. Для каждого насекомого приводится как русское название, так и научное название на латыни.

Страница 1

Рисунок 1а. Страницы определителя «Насекомые России»

Страница 2

Рисунок 1b. Страницы определителя «Насекомые России»

Страница 3

Рисунок 1c. Страницы определителя «Насекомые России»

Очень удобно, что под каждым рисунком есть точные размеры насекомого (что часто отсутствует в фотоопределителях), а также время и место, где его можно встретить. Причем места обитания могут быть самыми разными: и глинистые почвы, и опушки леса, и трухлявые пни. Также указано, для какой части России и мира они характерны. Авторы с особым вниманием относятся к редким и ядовитым видам, заботливо предупреждая об этом читателя. Для большинства подотрядов насекомых можно встретить вставку «на что обратить внимание», где перечислены характерные черты (количество пятнышек на крыльях, длина усиков и т.д.), по которым можно различить близкие виды. Даже форзац определителя прекрасно проиллюстрирован и несет в себе полезную информацию о жизненном цикле насекомых с полным и неполным превращением. Страницы книги мелованные матовые, не утолщенные, как для детских книжек, но очень хорошего качества, как и большинство книг издательства АСТ.

В книге довольно много научных терминов, чтобы назвать ее детской, например, «имаго», «биотопы», «урбоценозы» и т.д. Но их достаточно проговорить и пояснить взрослым, чтобы ребенок разобрался. Некоторые термины и вовсе будут интуитивно понятны юным пытливым умам. Для краткости дальнейшего повествования в начале книги приведены условные обозначения (например, для размера насекомых, ареала обитания и т.д.), а месяцы обозначены римскими цифрами.

Конечно, данный определитель неполный, там отсутствуют многие виды насекомых, их личиночные стадии, а также пауки и другие беспозвоночные, о чем авторы предупреждают в предисловии. Но это делает книгу небольшой (примерно формата А5) и легкой (всего 200 г), которую спокойно можно взять с собой на прогулку. К тому же выбор насекомых так продуман, что с большой вероятностью вам встретятся именно те насекомые, которых описали авторы. Это книга не про занимательные факты и истории о насекомых, хотя несколько подобных замечаний все же имеется. Это — именно определитель, позволяющий понять, кого натуралист видит перед собой и какую роль наблюдаемое животное играет в природе.

В целом, данная книга является очень привлекательной как для юных, так и для взрослых натуралистов. Она очень практична и удобна в использовании по назначению.