Подписаться
Биомолекула

Юрий Маслов-Острович: «Волга: Один год из жизни пресноводного биома». Рецензия

Юрий Маслов-Острович: «Волга: Один год из жизни пресноводного биома». Рецензия

  • 47
  • 0,0
  • 0
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Юрий Маслов-Острович. «Волга: Один год из жизни пресноводного биома». М.: «Пешком в историю», 2024. — 56 c.

Для русского человека слово Волга — одно из сакральных, не меньше. Почти каждый из нас хотя бы раз бывал на Волге, а в школе обязательно раскрашивал на контурных картах, нанося названия водохранилищ и гидроэлектростанций. Мы считаем эту реку своим достоянием, поем о ней песни, а теперь можем рассказать о ней своим детям, купив им книгу о великой русской реке. Разве это не замечательно?

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Легкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: младшим школьникам и даже подросткам, которые неравнодушны к природе и любят читать о животных.

В серии «Мир вокруг нас» издательства «Пешком в историю» есть уже несколько книг, которые рассказывают о по-своему уникальных биомах и о том, какова жизнь существующих в них животных. Это «Тайга», «Дикие города», «Степи, прерии, пампасы», и вот теперь — «Волга». Она вместе с книгой о степях вышла из-под пера одного автора, Юрия Маслова, биолога и кинорежиссера, долгое время снимавшего научно-популярные фильмы о дикой природе.

«Волга» — это работа, написанная с большим вниманием к тексту и с огромной любовью к окружающему миру. Ее, конечно, можно отнести к научно-популярной литературе, так как речь в ней идет о повадках животных и их жизненных циклах, но художественная составляющая здесь все же перевешивает. За прочтением небольших зарисовок о буднях уток, ласточек и мальках налима на ум приходят рассказы Бианки, а не детские энциклопедии. Благодаря живому языку и героям, которым начинаешь сопереживать, прочитав всего пару абзацев, «Волга» проглатывается практически мгновенно и действительно становится похожа на живой водный поток.

Из прибрежной норы выглянул зверек, похожий на хорька. Это американская норка. Она повертела головой, оценила обстановку. Посреди протоки над лункой сидит рыбак. Заметит — не заметит? Наверно, нет. А вот ворона, что дежурит за его спиной, точно заметит. Ну и пусть... Добежав до края полыньи, норка ловко скользнула под воду. Она чуяла, что здесь зимуют раки

Все повествование в книге разделено по сезонам и даже по месяцам, при этом читатель движется не только во времени, но и в пространстве, от истока реки к ее дельте, где Волга, как известно, впадает в Каспийское море. Это позволяет увидеть больше, но отчасти — не дает полного представления о том, как живет река в одном и том же регионе на протяжении всего года. Вероятно, автор хотел рассказать о как можно большем количестве животных, чьи ареалы не пересекаются, и все же эта недосказанность бросается в глаза. Не зря в конце книги есть целый список из рекомендованной литературы, которая может ответить на возникающие у читателей вопросы.

Отдельной темой по ходу рассказа выступают рукотворные изменения, которым Волга подвергается со стороны человека. Автор рассказывает о том, как каналы, плотины и водохранилища меняют облик природного объекта, являющегося домом для миллионов живых существ, и как люди теперь вынуждены задумываться о сохранении тех видов, для которых сами же и стали самой большой угрозой. При этом между строк не видится безысходности, скорее надежда на то, что будущее у живой природы есть, и мы — неотъемлемая часть этого будущего.

Комментарии