Изабелла Джуд: «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы». Рецензия

Рецензии

Изабелла Джуд. «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы». М.: «Пешком в историю» и «Альпина.Дети», 2020. — 40 c.

Это небольшая, но красочная книга истории «игр» с экосистемой Йеллоустонского национального парка. Исследователи решили помочь травоядным жителям заповедной зоны и истребили часть популяции волков. Что из этого вышло и как потом ученые восстанавливали баланс, читатель узнает, прочитав эту историю.

Кому подойдет: для детей средней и старшей школы, а также для их неравнодушных к экологии родителей.

Книга Джуд — настоящее пособие для изучения взаимоотношений в экосистеме. Еще и приправленное реальным событием в США, когда решение правительства привело к удалению ключевого звена трофической цепи — высшего хищника, а если точнее, волка.

В конце XIX века правительство США начало поощрять охоту на высших хищников, назначив денежное вознаграждение за каждое убитое животное: пуму, медведя гризли или волка. Программа ставила целью сделать Дикий Запад менее диким, очистить равнины — центр животноводства — от внешних угроз крупному рогатому скоту. В результате к 1926 году люди истребили столько волков, что в Йеллоустонском парке не осталось ни одной стаи

Автор прослеживает причины несчастий, последовавших вслед за пропажей волков. Рассказывает про главных героев книги, про их образ жизни, и наконец, подводит к тому, что же происходило, когда ученые добились восстановления волчьей популяции.

Помимо того, что в основе данной книги лежит реальный сюжет и оттого читать ее вдвойне интереснее, так она еще и очень красиво проиллюстрирована. Слог автора приятен, он образный и богатый, за что хочется сказать отдельное спасибо переводчику и редактору, сохранившим, а может, даже обогатившим книгу.

Благодаря этому эксперименту, осуществляемому в реальном времени, ученые смогли воочию увидеть, как работают природные механизмы. Йеллоустонский парк, словно огромный паук, начал собирать и чинить порванную паутину пищевой сети, возвращая на место потерянные нити связей

Порой автор не объясняет термины и понятия. Из-за этого видно, как скачет сложность текста. Подобный подход автора мог быть применен намеренно, чтобы легкий разжеванный текст перемежался с более трудным, где придется подумать и поискать.

Книга предназначена для детей старшего школьного возраста; детям помладше, возможно, понадобится помощь взрослых или интернета, чтобы разобраться в сложных понятиях. Также книга определенно будет интересна взрослым любого возраста.