Подписаться
Оглавление
Биомолекула

Ли Дугаткин, Людмила Трут: «Как приручить лису (и превратить в собаку)». Рецензия Киры Кондратьевой

Ли Дугаткин, Людмила Трут: «Как приручить лису (и превратить в собаку)». Рецензия Киры Кондратьевой

  • 4087
  • 2,0
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Ли Дугаткин и Людмила Трут. Как приручить лису (и превратить в собаку): Сибирский эволюционный эксперимент. Пер. с англ. М.: «Альпина нон-фикшн», 2019. — 296 с. + 8 с. вкл. (Lee Alan Dugatkin and Lyudmila Trut. How to Tame a Fox (And Build a Dog). Visionary Scientists and a Siberian Tale of Jump-Started Evolution).

В конце пятидесятых годов Дмитрий Беляев и Людмила Трут начали небывалый по своему размаху эксперимент по приручению лис. Ученым удалось обогнать естественный эволюционный процесс в сотни раз и вывести одомашненных лис всего за несколько десятков лет. Это замечательное достижение повлекло за собой ряд открытий в генетике, эмбриологии, науке о поведении и многих других областях биологии. Об этом эксперименте рассказывает удивительная, глубокая книга, написанная Людмилой Трут, которая и сегодня продолжает изучать лис в новосибирском Институте цитологии и генетики, и Ли Дугаткиным, американским историком науки и специалистом по эволюции социального поведения. Эта книга так многогранна, что на «Биомолекуле» вышло сразу два отзыва на нее: после знакомства с этой рецензией продолжите чтение текстом, написанным Антоном Цыбко.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Лёгкость чтения: 4/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: подходит широкому кругу читателей

Книга «Как приручить лису (и превратить в собаку): сибирский эволюционный эксперимент» была очень качественно переведена с английского и выпущена в этом году издательством «Альпина нон-фикшн». То, что история впервые публиковалась в 2017 году, — не случайность. Шестилетнюю работу над текстом авторы завершили как раз к столетнему юбилею Дмитрия Беляева, который мечтал написать книгу об эволюции, лисах и людях, но не успел.

История из десяти глав с прологом подробно рассказывает о почти шестидесяти годах эксперимента. Началась работа, а вместе с ней и повествование, с искусственного отбора лис, максимально спокойно относящихся к человеку. А заканчивается книга рассказами о результатах секвенирования лисьих геномов, исследованиях стволовых клеток и историями нескольких лисичек, которые стали настоящими домашними животными!

В книге совсем нет картинок, поэтому ниже представлена иллюстрация из статьи Людмилы Трут (рис. 1) [1], наглядно демонстрирующая изменения в поведении лис. Из диких лис вышли дружелюбные животные, классифицируемые по поведению как «элитные».

Наглядные результаты «лисьего» эксперимента

Рисунок 1. Наглядные результаты «лисьего» эксперимента. Иллюстрация из статьи Людмилы Трут с соавторами демонстрирует разницу в поведении лис, выращиваемых на зверофермах и не подвергавшихся селекции (а–в), и отобранных на спокойное отношение к человеку (г–е). а — Лиса демонстрирует агрессивное поведение. б — Лиса проявляет избегающее поведение. в — Слабое проявление дикого агрессивно-избегающего поведения. г–е — Одомашненные лисы, демонстрирующие новые формы поведения и отнесенные к классу «элитных» экспериментальных животных. еСлева направо: профессор К.Г. Ларк (K.G. Lark, университет Юты, Солт-Лейк Сити, США), профессор Л.Н. Трут (Институт цитологии и генетики, Новосибирск), профессор Г.М. Экланд (G.M. Acland, Корнеллский университет, Итака, США) с одомашненными лисами.

Огромная заслуга книги в том, что она, не ограничиваясь описанием работы с лисами, рассказывает о происходящем в те годы в науке и в стране. В 1952 году Дмитрий Беляев договорился о первом пилотном эксперименте на звероферме в Эстонии, а затем, в 1959-м, пригласил Людмилу Трут заведовать собственными лисами в Новосибирске. В книге этот временной отрезок больше раскрывается через призму политических событий, но также мы знакомимся с достижениями генетиков начала двадцатого века, на основе наблюдений которых зарождался эксперимент с лисами.

Крушинский пытался изучать рассудок животных, проводя наблюдения над тем, что он называл их “способностью к экстраполяции”. Эта способность позволяет, например, предугадывать, как будет перемещаться преследуемая жертва. Однажды в ходе очередной серии полевых наблюдений Крушинский обратил внимание, как ведет себя его любимая собака, загнавшая в кусты куропатку. Кустарник был плотный, собака не могла в него забраться, поэтому она сразу же обежала кусты и стала ждать, когда птица покажется из них. По мнению Крушинского, это был явный признак того, что собака — равно как и многие другие животные, за которыми он наблюдал, — может предвидеть будущие события, что требует хотя бы элементарных умозаключений. Чтобы экстраполировать, животные должны учиться на опыте, а это значит, что помимо генов поведение животных определяется их средой обитания и жизненным опытом.

— стр. 59

По увлекательности книга не уступает художественному роману. Некоторые отрывки есть в свободном доступе, например, можно познакомиться с Угольком, первым лисом, научившимся вилять хвостом, или узнать историю Пушинки и ее потомства, которые поселились с людьми в одном доме. Замечательно, что рассказ строится с научной точки зрения, и любое наблюдение за лисами сопоставляется с данными, известными о других видах.

Уникальность книги «Как приручить лису» заключается в документировании хода мысли ученых, развивавших этот эксперимент. Так, мы узнаем о только выдвинутой Дмитрием Беляевым теории дестабилизирующего отбора, при котором новый признак (спокойное отношение к человеку) становится решающим для размножения организма и ведет за собой каскадную «перенастройку» остальных особенностей физиологии и поведения. А затем мы видим применение этой теории для планирования следующих шагов эксперимента и можем проследить за развитием идеи.

Некоторые исследования, проведенные в ходе работы, были новаторскими или даже опасными. Например, Людмила Трут и Тамара Кужутова совершили первую в мире пересадку эмбрионов лисы, чтобы показать генетическую природу некоторых поведенческих признаков. А для сравнения свойств «элитных» лис ученые специально вывели популяцию агрессивных животных, отобранных на особенную свирепость по отношению к человеку.

Большинство работниц фермы и сотрудников института, помогавших Людмиле, боялись этих зверей. Одна из ее коллег вспоминает особенно неприятный случай: “Я смотрела на агрессивную лису, а та глядела мне прямо в глаза, не двигаясь, но отслеживая каждое мое движение... Я медленно поднесла ладонь к переднему краю клетки... и она тут же среагировала — бросилась вперед и вцепилась когтями в сетку... Это было страшно. Пасть оскалена, уши прижаты к голове, в глазах слепая ярость... Взглянув в эти глаза, я испугалась. Сердце мое стучало, кровь прилила к голове... Если бы не сетка, лиса бы вцепилась зубами мне в лицо или в шею”.

— стр. 114

Эксперимент привлекал самых разных специалистов, например, исследовательницу вокализации Светлану Гоголеву, которая определила звуки, характерные для популяций контрольных, агрессивных и «элитных» лис (выяснилось, что репертуар одомашненных животных включает два новых типа звуков), или зоопсихолога Брайана Хэйра, протестировавшего социально-когнитивное поведение лис и доказавшего, что способность понимать человеческие знаки развивается у лисиц при отборе на спокойное поведение, то есть является побочным эффектом доместикации.

Брайан Хэйр использовал методику, уже доказавшую, что понимание сигналов человека — это признак, значительно различающий домашних и диких животных, например, шимпанзе и собак.

Суть теста в том, что на стол ставят два непрозрачных контейнера, в один из которых незаметно для шимпанзе помещается еда. Опыты показали, что шимпанзе практически не улавливают визуальных сигналов, подсказывающих, в каком из контейнеров находится пища. Вы можете указывать на нужный контейнер взглядом или пальцем, касаться его или класть на него какой-нибудь предмет — все будет без толку. Шимпанзе не воспринимают эти подсказки и не руководствуются ими при выборе. Зато собаки справляются с подобным заданием поистине гениально, реагируя на то, что обезьяны полностью игнорируют.

— стр. 240

Всего в опытах участвовали 75 лисят, причем каждого тестировали неоднократно. Результаты были однозначными. При сравнении “элитных” лисят со щенками собак обе группы продемонстрировали одинаковые способности. При сравнении “элитных” лисят с контрольными первые оказались сообразительнее, и намного, как при поиске спрятанной еды, так и при выборе игрушки, к которой прикасался Брайан или его ассистент.

— стр. 244–245

Важно отметить, что книга показывает ученых с невероятно привлекательной точки зрения, тем самым наилучшим образом популяризируя науку. Описывая в первую очередь труд академика Дмитрия Константиновича Беляева, она знакомит нас со многими выдающимися людьми науки. Открытие новых институтов, конгрессы, важные не только дня научной, но и политической жизни разных стран, смелые эксперименты и гипотезы, красота и точность научного мышления — это очень приблизительный список достижений и «суперспособностей» настоящих ученых.

Доктор биологических наук Александр Марков написал замечательное предисловие к этой книге, показав вклад эксперимента по приручению лис в развитие теории эволюции. Именно наука об эволюции наиболее детально и красочно представлена в книге. Подробно описывается смелая гипотеза Дмитрия Беляева об эволюции человека как вида, «самоодомашнившегося» путем отбора на наиболее спокойное отношение к себе подобным. Заключительные главы содержат много фактов об изучении приматов, а также об антропологических находках. Молекулярная биология, генетика, эмбриология и другие науки представлены меньше. Так, например, процесс регуляции экспрессии генов описан крайне упрощенно (стр. 176), но зато многие упомянутые исследования можно найти в виде статей, цитируемых в примечаниях. К сожалению, в книге отсутствует полная библиография, зато в конце можно найти удобный предметный указатель.

Книга «Как приручить лису (и превратить в собаку): сибирский эволюционный эксперимент» может быть рекомендована самому широкому кругу читателей. Много полезного и вдохновляющего в этой работе найдут для себя ученики старших классов и студенты, а также все любители биологии и хороших научно-популярных книг.

Книга про одомашнивание лисиц вышла такой интересной, что на «Биомолекуле», кроме этой, опубликована еще одна рецензия — с подробным разбором теоретической составляющей доместикации [2].

Дополнительные материалы

Великолепных фотографий, видео и интервью, связанных с экспериментом, накопилось немало. В профиле Ли Дугаткина на «Амазоне» можно найти несколько замечательных фотографий ручных лисиц (рис. 2).

Ручная лиса

Рисунок 2. Ручная лиса

В 2017 также вышло интервью с Людмилой Трут, где обсуждение научных теорий сопровождается отличными фотографиями (рис. 3).

Памятник Дмитрию Беляеву

Рисунок 3. Памятник Дмитрию Беляеву в новосибирском Академгородке. Людмила Трут стоит в первом ряду справа от скамейки. Фото: Василий Коваль.

Узнать о работе или посмотреть больше фотографий с лисами (рис. 4) доктора биологических наук, профессора, главного научного сотрудника Института цитологии и генетики Людмилы Николаевны Трут можно на сайте истории генетики Сибири.

Трут с домашней лисой

Рисунок 4. Людмила Трут с домашней лисой

Литература

  1. Lyudmila Trut, Irina Oskina, Anastasiya Kharlamova. (2009). Animal evolution during domestication: the domesticated fox as a model. BioEssays. 31, 349-360;
  2. Ли Дугаткин, Людмила Трут: «Как приручить лису (и превратить в собаку)». Рецензия Антона Цыбко.

Комментарии