Кэт Арни: «Мятежная клетка. Рак, эволюция и новая наука о жизни». Рецензия

Рецензии

Кэт Арни. «Мятежная клетка. Рак, эволюция и новая наука о жизни». М.: «Альпина нон-фикшн», 2022. — 432 с.

Книга Кэт Арни проведет вас в сложный, запутанный и интересный мир «мятежных» клеток. Автор не следует классическим путем и не представляет раковую клетку только как эгоистичную, сбившуюся с пути мошенницу. Арни позволяет взглянуть на рак как эволюцию отбившихся от группы клеток, которые изменяются, размножаются и стремятся избежать оружия, направляемого на них врачами и учеными. Автор призывает научный мир подойти к вопросу борьбы с онкологией шире, вспомнить заветы Дарвина и попробовать понять «мятежную» клетку, чтобы найти к ней правильный подход.

Кому подойдет: студентам-медикам и биологам, которых интересует изучение рака; врачам и ученым, находящимся в поисках нового подхода к терапии; всем, кому интересно, почему наши собственные клетки могут обернуться против нас.

Книга поделена на 11 разделов, которые помогают постепенно погрузиться в проблематику вопроса. Арни нагнетает обстановку, и ближе концу кажется, что решения нет, но в итоге автор указывает на возможный верный путь, способный привести человечество, может, и не к спасительной пилюле от рака, но к возможности пережить его и продолжить жить.

«Рак берет самую творческую силу в природе и использует ее, чтобы сеять ужасные разрушения. Тем не менее, он не способен планировать наперед: каждая опухоль — это новый эволюционный эксперимент, из которого можно извлекать новые знания, применяя их потом себе на пользу».

Автор подробно и поэтапно вводит читателя в историю изучения рака, начиная с древности и заканчивая настоящим временем. В книге есть и информация о том, как ученые изучали онкологические заболевания в разные времена, и о том, как в наше время происходит борьба с ними, включая любопытные случаи и примеры из практики.

В некоторых вопросах Арни высказывается довольно категорично. Особенное негодование вызывает у автора многомиллионная фармацевтическая индустрия, которая зачастую сосредотачивает внимание не на том, что действительно может привести к созданию эффективных средств от рака, а на бесконечном заработке.

«Рак — сложная и развивающаяся система; из-за этого игра, в которую мы вовлечены, больше похожа не на офисные догонялки, а на самые настоящие шахматы. Нам нужно научиться выигрывать. По ходу игры возникает огромное число вариантов расстановки фигур, но правила неизменно остаются одними и теми же. Слоны ходят по диагонали, кони умеют скакать, ферзи перемещаются в любом направлении. Каждая игра уникальна — как и любой рак индивидуален — от выбора гамбита до финальной конфигурации мата, поэтому бездумное выполнение одной и той же последовательности ходов никогда не сработает».

Арни рассказывает о природе рака, о том, как именно клетки начинают ополчаться против организма, к чему это приведет и какие существуют способы борьбы с мятежными членами многоклеточного сообщества. Автор приглашает взглянуть на проблему рака с точки зрения эволюции, что позволяет назвать ее книгу в определенной степени новаторской для широкого круга читателей:

«Нам также необходимо сделать шаг назад и посмотреть на эту болезнь как на сложную и постоянно развивающуюся экосистему, встроенную в более обширный мир тела и способную ради адаптации и выживания генерировать самые разнообразные нововведения».

Отдельную главу автор посвящает генетической подоплеке дела и плавно подводит читателя к новому взгляду на рак:

«Проще говоря, рак начинается не в тот момент, когда клетка, накопив определенное количество мутаций, приступает к бесконтрольному росту. Он начинается тогда, когда в клетке возникают неисправности, которые позволяют ей, пренебрегая типовыми правилами многоклеточности, становиться более приспособленной, чем соседи, и вытеснять их».

Некоторые части книги читать интересно и легко, но периодически приходится пробираться через сложные длинные предложения. А тем, кто не имеет специального образования, — обращаться к дополнительной помощи (в конце есть небольшой словарь терминов).

По мере чтения появляются вопросы к переводу книги: название — New Science of Life’s Oldest Betrayal переведено, как «Новая наука о жизни», вместо «Новая наука о древнейшем предательстве жизни». Также то и дело встречалось странное обозначение терминов, например, анеуплоидия была названа «вещью»: «Единственной вещью, где Ли смогла обнаружить определенную странность, оказалась анеуплоидия: все дрожжи имели разное количество хромосом вместо обычных шестнадцати».

Иллюстраций в книге нет, что усложняет прочтение. Схем, таблиц, рисунков с изображением «мятежных» клеток разного типа не хватало для восприятия процессов, которые разбирает Кэт Арни.

Как и многие авторы научно-популярных книг, которые одновременно являются и учеными, Арни приводит в конце солидный библиографический список. Отличным дополнением стали и буквально пара страниц, на которых автор советует, что еще можно прочитать или прослушать читателям ее книги, если вопрос изучения рака интересен.

Материал из книги можно использовать как рекомендацию студентам в качестве дополнительной литературы. В первую очередь, книга подойдет для чтения специалистам (врачам и биологам, а также, как уже было сказано, студентам), которые интересуются вопросом изучения рака. Для прочих читателей процесс знакомства с книгой может быть затруднен отсутствием «зон отдыха» — иллюстраций, научной терминологией, которую автор порой не поясняла, и недостатками редактуры, которая могла бы сделать прочтение удобным и достаточно легким.