Подписаться
Биомолекула

Харари Юваль Ной и Вандермелен Давид: «Sapiens. Графическая история. Часть первая. Рождение человечества». Рецензия

Харари Юваль Ной и Вандермелен Давид: «Sapiens. Графическая история. Часть первая. Рождение человечества». Рецензия

  • 177
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Харари Юваль Ной и Вандермелен Давид. «Sapiens. Графическая история. Часть первая. Рождение человечества». М.: «Синдбад», 2022. — 248 c.

Научный, но задорный комикс для тех, кому интересна история предков. А также для тех, кто хотел бы понимать их, а главное, себя.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: тем, кто, с одной стороны, привык к формату комиксов, а с другой — любит антропогенез. Или еще не любит, но вдруг понравится. 18+ (хотя ничего такого там нет).

«Sapiens: Краткая история человечества» — книга профессора Юваля Ноя Харари и художника Казанав Даниэль, впервые опубликованная на иврите в Израиле в 2011 году, а на английском языке — в 2014 году. На русском языке книга вышла лишь в 2022 в «Синдбаде» в переводе Ирины Филипповой.

Комикс этот примечателен своими главными героями — это не вымышленные персонажи, а сам автор Юваль Харари, его реальная племянница и вполне реально существующие (судя по списку благодарностей) ученые, рассказывающие свою часть повествования. О психологии расскажет профессор Данбар, о животных — зоолог-профессор Сарасвати, ну и так далее, антрополог Айко Йосита, географ доктор Дуарте... Единственное, сомнения вызывает уж очень эпичный археолог отец Клюг, но, в конце концов, может, и такой сыщется.

Однако без вымышленных героев тоже не справиться, с нами будет и супергерой Мистер Фантазия, приходящий на помощь там, где у науки некоторые затруднения, и, конечно, герой комикса Билл Первобытный (да, внутри комикса будет еще один комикс).

В книге вам не удастся избежать рекламы, к примеру, рекламы огня, да и в целом современность и далекое прошлое будут постоянно переплетаться.

Текст книги легко растаскивается на цитаты. Например, «Всё в нашей истории подчиняется законам физики, химии и биологии» или «не стоит верить всему, что показывают по телевизору» — ну как с этим поспоришь.

Итак, автор книги с племяшкой пускается путешествовать, беседуя по дороге со своими коллегами. Коллеги, вместо того, чтобы давать исчерпывающие ответы, как в школьном учебнике, регулярно запутывают беднягу Юваля.

Главный вопрос первой главы, как люди, остававшиеся два миллиона лет слабаками в самом низу пищевой цепи, умудрились влететь на самую ее вершину так быстро, что остальные просто не успели приспособиться. Спойлер — узнаем про когнитивную революцию. Насилие людей над другими животными — тема, которая проходит через всю книгу. Везде, где появляется сапиенс, гибнут животные, причем некоторых из них маньяки убивают просто ради забавы. Не увидеть нам ни пухленьких крючкоклювых дронтов, ни симпатичных гигантских бобров, и даже «птица, бегавшая как Усейн Болт после тройного эспрессо» не смогла спастись. В последней главе приходит детектив, выследивший особо опасных маньяков, и — снова cпойлер — заканчивается книга судебным разбирательством.

Второй вопрос: что случилось с родственниками людей и как складывались отношения неандертальцев и сапиенсов, когда сапиенсы решили расселяться по миру. Да и дальше история неясная — непонятно, насколько мирными были древние собиратели? Приносили ли они жертвы?

Третий вопрос касается отношений в группе древних сапиенсов языка людей, общих правил, всем понятных рисунков, общих мифов (Спойлер: мифов и сейчас больше, чем нам кажется). Здесь ученым непросто — материальные свидетельства тех лет недоступны. Казалось бы, можно использовать данные о ныне живущих аутентичных племенах, но герои книги убеждаются в том, что всё не так просто. Например, в книге описано парагвайское племя аче. Сначала антропологи были очарованы этими постоянно улыбающимися ребятами, не склонными вообще к спонтанному насилию. А потом выяснилось, что позитивные милахи бросают умирать старых, больных, слабых детей, а в случае смерти уважаемого члена племени хоронят с ним маленькую девочку. Нет, наши предки такими точно не были.

Следующая глава книги — об образе жизни наших предков. Жили ли они, как гиббоны, много лет постоянной парой? Может быть, у них были гаремы, как у горилл? Как воспитывали детей: как орангутаны, у которых есть только мама, или как обыкновенные шимпанзе, в патриархальной коммуне? Или, как у шимпанзе бонобо, это была матриархальная община? Что у них там было с сексом, семьей, ревностью? От чего они обычно умирали?

Отдельно придется поговорить о питании людей тогда и сейчас. Не просто же так мы любим жирное и сладкое и любим окружать себя массой вещей. Всё это — наследие охотников-собирателей, проявляющееся в нашем постиндустриальном мире.

В общем, книга совершенно точно достойна прочтения. Она не потребует специальных антропологических или биологических знаний, но отсылки и шуточки будут понятнее, если вы, к примеру, знаете, как выглядит Карл Маркс (его бородатое лицо появится в одном из примеров).

Комментарии