Хизер Радке: «Взгляд назад: культурная история женских ягодиц». Рецензия
24 мая 2025
Хизер Радке: «Взгляд назад: культурная история женских ягодиц». Рецензия
- 75
- 0
- 0
Хизер Радке. «Взгляд назад: культурная история женских ягодиц». М.: «Альпина нон-фикшн», 2025. — 374 с.
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Книга затрагивает множество вопросов о ягодицах: почему женские ягодицы столь привлекательны? Почему у человека так сильно развита ягодичная мышца? Какое место в культуре занимали ягодицы и как менялось со временем представление об их красоте? Большая часть книги посвящена вопросам привлекательности женских ягодиц и пытается ответить на вопрос: как получилось так, что именно эта часть тела оказалось в центре столь пристального внимания?
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 6/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: тем, кому интересны вопросы представления о женственности и кого волнует форма попы.
Книга Хизер Радке представляет собой попытку исследования вопроса о заинтересованности человечества ягодицами и преимущественно концентрируется на истории женских ягодиц и их формы. Книга действительно проливает свет на интересные вопросы: зачем у человека так сильно развиты ягодичные мышцы, как менялась форма эталонной попы, как по ширине бедер европейцы классифицировали расы по развитым и отсталым.
С другой стороны, в книге очень много личных переживаний автора касательно собственного «большого зада, на котором треснули последние джинсы». Радке почти в каждой главе напоминает читателю, что у нее большая попа, жалуется, что ей сложно найти подходящую форму брюк и постоянно напоминает читателю, что то или иное представление о попе сформировано и основывается исключительно на мнении «гетеросексуальных белых мужчин». Почти всю вторую половину книги Радке восхищается формами, представлениями и отношением к женским ягодицам у «черной» (если использовать термины автора) части населения Америки. Возможно, возникла некоторая путаница при переводе книги, но у читателя формируется представление, что автор принадлежит к «черной» расе и испытывает отвращение к «белой».
Еще одним минусом книги можно назвать отсутствие информации об истории и отношении в культуре к ягодицам у населения стран Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки (исключение — Центральная Америка 19 века). В целом, повествование концентрируется на истории изменения отношения к форме ягодиц в США и истории изменения женской юбки в странах Европы (Франция и Великобритания). Существенный минус книги — отсутствие иллюстраций. Например, автор использует подробное описание пышного кроя платьев Викторианской эпохи, внешний вид и конструкцию тюрнюров, описание одежды и статуй, описывает движения танца или события из музыкального клипа, что существенно затрудняет понимание предмета, о котором идет речь.
Книга разделена на несколько глав.
Во «Введении» автор вспоминает свое детство, ведь именно тогда она впервые задалась вопросом, почему попа/зад/задница/ягодицы/пятая точка так привлекательны для человека и почему именно по этой части тела люди судят друг друга.
В главе «Происхождение» рассматривается строение попы с физиологической точки зрения. Однако важно отметить, что описание дается не экспертом.
... вы могли бы встретить первого известного нам гоминида, обладавшего попой. Это существо было больше похоже на современного человека, чем на обезьяну. Нос у него выдавался на лице и представлял собой хрящевой выступ, а не просто две дырки в голове. Лицо было плоским, с костистым надглазничным валиком и покатым лбом, глаза смотрели прямо. Гоминид умел ходить и бегать на двух ногах. И от тазовых костей к обоим бедрам у него тянулись выступающие ягодичные мышцы — плоть, образующая основу круглого, сильного зада
Описывается история марафона «человек против лошади», на которых человек впервые обогнал скакуна. На примере птиц дается обоснование, что у других видов попа так же, как и у человека, служит для привлечения внимания противоположного пола.
1,9 млн лет назад гоминид, чьей тазовой кости было суждено стать окаменелостью KNM-ER 3228, бежал за антилопой гну. Его большая попа напрягалась, а длинные сухожилия, соединяющие пятку и подколенную впадину, выталкивали его вперед, как пружины. Голова гоминида, поддерживаемая выйной связкой, легко покачивалась на бегу, а S-образный изгиб спины амортизировал сотрясение туловища при ударе ногой о землю. Редкие волосы на теле и многочисленные потовые железы позволяли ему охлаждаться, и он тяжело дышал ртом, медленно, но упорно преследуя добычу
В главе «Саарти» представлена подробная история жизни Саарти Бартман, «готтентотской Венеры», которую демонстрировали публике Лондона и Франции из-за больших выпирающих ягодиц и ярко выраженных половых органов. В главе обсуждается распространенное заблуждение о повышенной сексуальности африканских женщин.
В главе «Форма» описаны изменения формы и силуэта женской юбки и платьев Европы. Подробно описано применение турнюров (модное приспособление XIX века из тканевых подушечек для формирования S-образного женского силуэта; крепилось на талии). В 20 веке представление о женских ягодицах и силуэтах очень быстро менялось из-за... художниц-иллюстраторов арт-дизайна: Гордон Конвей создала образ девушки-флэппера (flappers); Поль Пуаре выступал за свободу женщин, но был создателем самых неудобных и опасных юбок; Габриэль Шанель ввела моду на мужской костюм в женском гардеробе; Жозефина Бейкер в своих выступления обыгрывала расовые стереотипы и ненароком давала дизайнерам новые идеи для костюмов.
В главе под названием «Норма» автора открывает тайну, почему одежда, скроенная по стандартному лекалу, не сидит на «настоящем» человеческом теле, то есть размерная сетка не соответствует параметрам фигуры. На самом деле, дизайнеры одежды не ориентируются на пропорции тела, ведь создание одежды — бизнес, а фигур и их пропорций — огромное множество. Если же перед созданием новой модели брюк требуется их примерка, то дизайнеры обращаются к Наташе Вагнер — именно ее попа считается эталоном для одежды. И даже если бы ориентировались согласно созданным по средним параметрам человеческого тела скульптурам мужского и женского тела (Норман и Норма), в мире не нашлось ни одного человека с подходящими параметрами.
В главе «Фитнес» подробно описывается история развития и создания фитнеса на территории США. Программа фитнеса «Стальные булки» Грега Смитти получила широкое распространение и популярность. В то же время, аэробика осуждается — она дала свободу женщинам в движении, и при этом загнала в рамки идеальных фигур. Если женщина не может быть стройной, быстро сбросить вес или иметь спортивную фигуру, значит, она недостаточно дисциплинирована и имеет слабый характер — именно так звучит обратная сторона фитнеса.
В главе под названием Bootylicious обсуждается влияние попы Кейт Мосс и Ким Кардашьян на общественное мнение о правильной и привлекательной форме ягодиц. В то же время, мнение «черного» репера Сэра Микс-э-Лот активно продвигало в массы любовь к «большим» женским формам (автор рецензии не нашел в клипе Baby Got Back, который очень подробно описывает Х.Радке, девушек с нестандартными для моделей попами. Возможно, их попы были очень большими по сравнению с формами Кейт Мосс, но в книге они описаны как «очень пышные формы», что может указывать на субъективное мнение автора книги на форму ягодиц.) Дженнифер Лопес обвиняется в том, что она сыграла в сериале роль афроамериканки, хотя фактически не имеет таких корней. Другими словами, Дженнифер Лопес получила большую популярность из-за того, что подражала «черным». Такому же обвинению подверглась и Ким Кардашьян.
В главе «Движение» речь пойдет о тверке, неправильном исполнении «белыми» танцев «черных». Кроме того, четверть главы посвящена осуждению Майли Сайрус за изменение имиджа, временной любви к тверку и использовании в своем образе «черных» символов (речь, стиль одежды и т.д. афроамериканского населения США).
В «Заключении» нас ждет подведение итогов книги. Автор объясняет, что за время написания книги стала менее предвзято относиться к своей попе.
В каждой главе имеются сноски, подробное описание которых можно найти в конце книги. Кроме того, там же можно найти алфавитный указатель (в том числе упоминания об аэробике, Ким Кардашьян или Саарти Бартман).
Книга рекомендована для широкого круга читателей. Книга будет полезна для прочтения людям от 16–18 лет ввиду необходимости понимания социокультурного аспекта рассматриваемой темы.