Креветки видят по-другому

Новость

Уникальные фасеточные глаза рака-богомола способны воспринимать циркулярно поляризованный свет

Когда дело доходит до универсального зрения, раки-богомолы занимают лидирующие позиции. Их специально устроенные глаза могут воспринимать несколько типов излучения, включая инфракрасное и ультрафиолетовое, а их цветное зрение в видимом диапазоне света достигает уровня нашего. Сегодня ученые установили, что коралловые рифы, где обитают эти ракооборазные, также способствуют развитию и необычных форм зрения. Оказывается, раки-богомолы могут видеть в поляризованном свете, что не под силу другим животным. Функция этой новой формы зрения до сих пор не ясна, но исследователи предполагают, что ракообразные могут использовать его в брачных ритуалах или как особый вид «зашифрованной» коммуникации.

Разгадка такого необычного зрения у раков-богомолов (Odontodactylus scyllarus) — в структуре их глаз, каждый из которых представляет собой 6 рядов многочисленных маленьких глазков, называемых омматидиями. Джастин Маршал (Justin Marshall), специалист по сенсорной нейробиологии австралийского Университета Квинсленд (University of Queensland), впервые предположил, что раки-богомолы могли бы воспринимать необычные формы светового излучения с помощью светочувствительных клеток, расположенных на некоторых омматидиях. Эти клетки расположены под углом, позволяющим преобразовывать циркулярно поляризованный свет (ЦПС) — разновидность световых волн, распространяющихся по спирали — в обычную форму видимого излучения, которое дальше могут воспринимать другие светочувствительные клетки, расположенные ниже. Таким образом, глаз рака-богомола, по предположению Маршала, оснащен поляризатором. Известно, что панцири некоторых жуков меняют цвет в результате попадания на их поверхность различных типов ЦПС. Однако до сих пор не известно ни одного животного, которое имело бы возможность видеть эту разновидность света. (Благодаря различным очкам с поляризаторами, человек способен видеть ЦПС, как яркое свечение).

Маршалл и его коллеги проводили исследование на раках-богомолах, чтобы понять, насколько они способны отличать разные формы светового излучения. 3 животных из 4 научились правильно идентифицировать лампу, излучающую левозакрученый ЦПС при приеме пищи, двое из которых делали тоже самое в правозакрученном ЦПС. Несмотря на то, что размер выборки крайне мал, по мнению Роя Колдвела (Roy Caldwell), специалиста по беспозвоночным из Университета в Беркли, этого достаточно для того, чтобы показать способность раков-богомолов детектировать ЦПС. Возникает вопрос, как они могут использовать это необычное зрение? Маршал считает, что ЦПС может играть важную роль в брачных ритуалах. Самцы (но не самки), по крайней мере, у 3 видов раков-богомолов имеют части тела, отражающие ЦПС. Другая возможность — это своеобразный способ «защищенной» коммуникации. Отражение ЦПС от панциря рака-богомола будет не видимо для хищников и конкурентов из других видов.

1. New form of vision discovered. (2008). Science.