Крис Фрит: «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир». Рецензия
12 августа 2023
Крис Фрит: «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир». Рецензия
- 442
- 0
- 4
-
Автор
-
Редакторы
Мозг формирует представление человека об окружающем мире, расширяет границы восприятия и освобождает от постоянного контроля над «рутинными» делами. Человек не задумывается, как надо ставить ногу при ходьбе, единожды научившись. И все благодаря удивительному свойству мозга контролировать работу собственного тела. Вместе с тем, мозг формирует «душу» — внутренний мир человека, которым можно поделиться с окружающими через общение.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 5/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: желающим выяснить, как работает мозг и где формируется представление человека об окружающем мире.
Книга начинается с воспоминания автора о посещении вечеринки, где он познакомился с главными героями книги — Учительницей английского языка и Физиком. Именно они будут спорить с Автором на страницах книги, удивляться результатам экспериментов и выстраивать собственные «очевидные» предположения. Например, Учитель английского (позиционирует себя как лингвист) будет отстаивать свою точку зрения — «нельзя залезть другому человеку в мозг и понять его образ мышления». Физик (представитель точных наук) будет говорить о несовершенстве методов, используемых нейрофизиологами. Ведь доверять можно только экспериментам, полученным при использовании точных методов, а не просто в результате описания своего восприятия пациентом. Автор же, в свою очередь, будет доказывать, что «когнитивный нейробиолог» и «психолог» — это две совершенно разные специальности.
Редактура, как и корректура, выполнены качественно — текст не содержит опечаток или орфографических ошибок. Есть примечания переводчика, поясняющие некоторые особенности английского языка, которые Автор и Учитель английского обсуждают в тексте.
В книге есть несколько иллюстраций и графиков, демонстрирующих изменение работы мозга при блокировании префронтальной коры головного мозга и других нарушениях работы нервной системы.
Баллы за уникальность снижены из-за описания экспериментов, проведенных другими авторами и описанными в других книгах. Например, целая глава посвящена синестезии (способности человека видеть вокруг цифры или буквы определенный цвет или ощущать ее запах) и даже дается ссылка, что текст более подробно описан в книге В. Рамачандрана.
Несмотря на название, в книге не дается ответ на вопрос, что такое душа и как она формируется. Однако подробно описана работа мозга и объяснение того, как нервная деятельности формирует внутренний мир человека.
В «Прологе» автор объясняет разницу между психологией и биологическими науками о работе мозга, а также говорит об особенностях изучения нервной системы. Далее у читателя формируется представление о работе МРТ, томографа и структуре нейронов.
Так, одна из причин простых экспериментов в формате опроса, предложения пофантазировать или зарегистрировать внешнее раздражение, связана с финансовым вопросом — обычно все деньги от финансирования уходят на покупку дорогостоящих томографов.
В части 1, «Что стоит за иллюзиями нашего мозга», постулируется, что восприятие нашего мира — это не более чем иллюзия, созданная мозгом на основе нашего личного ощущения электронных сигналов и импульсов, которые мозг считывает и анализирует. Поэтому, если синестетики видят цвет вокруг цифры, значит, для них существует реальность с цветными цифрами.
Немаловажное влияние на наш мозг и восприятие мира оказывает язык, на котором мы говорим. Так, человек, говорящий на английском языке, может запомнить семь разных предметов на уровне рабочей памяти, а люди, говорящие по-валлийски, запоминают меньше чисел, потому что на то, чтобы произнести вслух названия ряда чисел по-валлийски, требуется больше времени, чем на то, чтобы произнести названия тех же чисел по-английски.
А при повреждении головного мозга могут образовываться «слепые зоны», которые человек не будет видеть, но мозг все равно будет их считывать. Дело в том, что слепые зоны появляются не на сетчатке глаза, а в зрительном центре, что мешает нам увидеть картинку, но не мешает мозгу ее распознать. У людей с такими травмами могут быть проблемы с распознаванием видимых объектов. Они в состоянии видеть и описывать различные характеристики объекта, но не понимают, что это такое (агнозия). Также при синдроме слепого зрения человек не может определить, как правильно обращаться с объектом, который находится в руке (например, вставить CD-диск в дисковод), но если испытуемого отвлечь в момент выполнения действия, рука примет правильное положение.
В главе описано много подобных экспериментов, которые сопровождаются наглядными иллюстрациями для более удобной визуализации.
В части 2, «Как наш мозг это делает», объясняется, как же наш мозг может «визуализировать» то, чего никогда не видел, основываясь только на описании предмета или действия. В основном описывается различная интерпретация эксперимента, когда человеку показывают ряд изображений лиц разных людей с улыбкой, но между ними может быстро проскочить страшное изображение либо пугающее лицо. В зависимости от изображений видеоряда (даже если его скорость превышает скорость восприятия) меняется настроение человека. Вторая половина главы посвящена анализу сновидений — причинам их возникновения, навязчивых мыслей и причинам световых вспышек на сетчатке глаза.
В части 3, «Культура и мозг», приводятся эксперименты по нарушениям мозга. Например, повреждениям различных участков или их видимому отсутствию, при которых пациент не чувствует одну из конечностей или не узнает членов семьи, когда их видит, но помнит их и превосходно общается по телефону. Это значит, что все центры памяти нарушают работу только при зрительном контакте с другим человеком или предметом (из книги «Мозг рассказывает» В. Рамачандран), а также при изменении управления частями тела при различных дополнительных условиях. Например, обезьяна будет проявлять интерес только к той еде, до которой сможет дотянуться. А если ей дать палку, с помощью которой можно дотянуться до еды, то область, к которой обезьяна будет проявлять интерес, увеличится в соответствии с размером палки. Объяснение культурных аспектов в этой части отсутствует.
Эпилог «Я и мой мозг» посвящен описанию отсутствия единого центра управления в мозге. Дело в том, что все нейроны связаны друг с другом, и нет такого участка, от которого бы отходили «провода, отдающие команды», но ничего не приходило бы в ответ.
Книга подойдет людям, которые хотят понять, как мозг воспринимает информацию вокруг себя. Книга рекомендована для школьников после прохождения основного курса анатомии, а также старшеклассникам для понимания специфики работы при выборе будущей профессии, например, психолога, нейропсихолога, нейробиолога.