https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Крис Макманус: «Почему сердце находится слева, а стрелки часов движутся вправо». Рецензия

Крис Макманус: «Почему сердце находится слева, а стрелки часов движутся вправо». Рецензия

  • 284
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Крис Макманус. «Почему сердце находится слева, а стрелки часов движутся вправо. Тайны асимметричности мира». М.: «Бомбора», 2023. — 576 с.

Эта книга — об асимметрии, которая рассматривается через призму самых разных наук и способов познания. Она была написана на английском языке в 2002 году и в оригинале называется Right Hand, Left Hand (дословно: «Правая рука, левая рука»). В 2003 году она была удостоена премии Лондонского королевского общества Aventis Prize, которая дается за лучшую научно-популярную книгу года. Помимо основного текста, для всех заинтересованных и знающих английский есть сайт с дополнительными заметками, которые не вошли в книгу.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 4/10, но этот параметр значительно варьирует от главы к главе
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: интересующимся отличиями правого и левого на самых разных уровнях.

В целом, книга «Почему сердце находится слева, а стрелки часов движутся вправо» очень неоднородна и асимметрична, как и можно предполагать, исходя из русского названия. Вот мы стоим рядом с Гринвичским меридианом в Лондоне, а теперь несемся через эпохи и времена по разным культурам, затем смотрим на развитие эмбриона — и вдруг оказываемся в молекулярном облаке на другом конце вселенной, а потом возвращаемся — и с удивлением рассматриваем свои собственные руки... Впрочем, такой масштаб перемещений совсем неудивителен, учитывая, что проблема левого и правого лежит гораздо глубже хода стрелок часов и расположения сердца.

Чем дольше размышляешь над этим [симметричностью мироздания], тем более странным кажется посвятить целую книгу различию между правым и левым. Можете ли вы вообразить целую книгу о различии верхнего и нижнего, переднего и заднего? Что-то в отличии между правым и левым особенно нас волнует

Огромное преимущество этой книги об асимметрии в том, что автор не зацикливается на одной проблеме или области, и концепция «правое и левое» рассматривается с самых разных точек зрения.

Всего в книге 15 глав, и разделы расположены довольно хаотично. Автор часто переключается с одной области науки на другую прямо внутри главы, возможно, для того, чтобы разбавить сложные концепции более простыми идеями. Глава 1 начинается с вопроса «Почему сердце расположено слева?» и посвящена в основном морфологии. В следующих трех главах автор проводит нас через символизм, философию и лингвистику, а затем снова возвращается к устройству живых организмов в главе 5. Глава 6 посвящена химии и физике. В главах 7 и 8 автор подробно рассматривает генетическое наследование лево- и праворукости и асимметрии мозга и переходит к эволюции этих признаков в главе 9. Следующие две главы всецело посвящены социологии и культурным феноменам, например, стигматизации. Главы 12 и 13 представляют собой некий FAQ на тему правого и левого, а также разбор стереотипов. Глава 14 посвящена симметрии, а завершающая глава 15 обобщает все высказанное. Все затронутые темы можно грубо поделить на четыре области: физика, химия, биология и гуманитарные науки.

Проблема определения левого и правого лежит в основе многих сфер науки и повседневной жизни и в конечном счете всегда имеет одно и то же решение, которое в буквальном смысле находится у нас в руках

В разделах, посвященных физике, автор заглядывает в другие части Вселенной, рассматривает четность (симметрию левого и правого) и поляризованный по кругу свет. Разделы, посвященные химии, рассказывают о спиральных молекулах, а также о хиральности и так называемых «левых» и «правых» изомерах — двух пространственных формах одного и того же химического соединения. Хиральность очень важна для следующей области науки — биологии: молекулы, из которых и строится жизнь (аминокислоты и углеводы), встречаются в живых организмах в одной постоянной пространственной форме.

В рамках биологии автор рассуждает о морфологической асимметрии и асимметрии поведения, а также латерализации — процессе, соединяющем морфологию и поведение. Также в книге есть экскурсы в формирование анатомической асимметрии в эмбриогенезе, наследование и адаптационизм (вопросы того, чем асимметрия может быть полезна). В нескольких разделах автор рассматривает повреждения разных частей головного мозга, что ярко иллюстрирует различия между полушариями. Стоит уточнить, что в этой книге говорится в основном о человеке, хотя есть и несколько упоминаний о других животных с асимметричным телом или предпочтениями использовать одну из сторон при определенных формах поведения.

Наконец, автор много внимания уделяет антропологии и социологии, рассматривая социальные взаимодействия как силу, влияющую на наше восприятие левого и правого, а также традиции, с этим связанные. В этих разделах есть экскурсы в самые разные культуры и психологию, языки и письменность; автор дает возможность взглянуть на орудия древних людей и немного порефлексировать над искусством.

Однако некоторые пассажи несколько выбиваются из повествования. Например, вторая глава о символизме и человеческом мышлении, следующая сразу после первой (о расположении сердца, биохимии и мозге), кажется довольно неожиданным и чересчур длинным экскурсом в примитивное мышление, приводящем к нагромождению фактов о дуальности и разделении мира на две противоположности. Этот длинный экскурс кажется автору этой рецензии не очень актуальным в настоящее время, когда все более доминирующей точкой зрения становится идея, что мир сложный, и простые дуальные категории неспособны его объяснить.

В то же время, следующая глава снова радикально меняет курс, обращаясь к философской составляющей концепций «правое» и «левое», а также практической путанице в этих понятиях. В ней рассказывается, как левое и правое связаны с проблемой относительности или абсолютности пространства. Там же можно найти мысленные эксперименты с пространствами разной размерности и потенциальные проблемы контакта с инопланетянами:

Хотя это может показаться очередным отступлением, ряд проблем, касающихся правого и левого, можно понять, задумавшись над туманной и умозрительной задачей общения с инопланетянами. Если с ними удастся связаться, как объяснить им разницу между правым и левым?

...Каждый из них
[способов] на каком-то этапе предполагает изначальное представление о правом и левом. Сам Кант выразил это ясно: „Мы не можем объяснить различие подобных и равных, но тем не менее неконгруэнтных вещей (например, раковин улиток с противоположными по направлению извилинами) никаким одним понятием“. Философ Джонатан Беннет не менее ясно подчеркивает границы возможного и невозможного, отмечая, что „объяснить смысл [правого и левого] можно лишь с помощью некой демонстрации — но не словами“

В книге довольно подробно изложены потенциальные модели наследования, которые помогают читателям понять, каким образом признаки передаются из поколения в поколение в целом и как они могут влиять друг на друга. Также наблюдаемое всегда возводится в более широкий контекст, много внимания уделяется взаимосвязи факторов в его формировании. Автор часто подает информацию в виде гипотез вместе со способом их проверить или же конкретных данных с последующей цепочкой интерпретаций, а также приводит мысленные и реальные эксперименты, что здорово оживляет повествование. Также стоит отдельно отметить, что целая глава посвящена стигматизации и проблемам левшей в доминирующе-праворуком обществе.

В книге много описаний повреждений левого и правого полушарий мозга и их последствий — зачастую совершенно невообразимых искажений восприятия. Эти разделы книги перекликаются с рассказами невролога Оливера Сакса, которые основаны на историях его пациентов, страдающих от редких неврологических или психических нарушений, например, человека, который принял свою жену за шляпу.

Автор много рассуждает о морфологической асимметрии и асимметрии поведения, пробует связать «асимметрии» на разных уровнях, установить, что из чего может следовать, и, более того, что из чего точно не может следовать. С одной стороны, это отличная тренировка по установлению причинно-следственных связей, с другой — автор чаще не приводит четких границ между разными типами асимметрии и смешивает их, что может несколько сбивать с толку.

Также при чтении стоит держать в голове, что книга в оригинале написана более 20 лет назад — в 2002 году. Сейчас некоторые предположения, например, о гене леворукости, который якобы откроют при прочтении полного генома человека (92% генома было прочитано к 2003 году), выглядят несколько наивно — на самом деле, скорее всего, множество генов влияют на этот признак. Однако, несмотря на прогресс в науке, произошедший за два десятилетия, в книге по-прежнему очень много ключевых идей, которые важны для понимания проблемы левого и правого.

В целом, эта книга действительно глубоко погружает в тему асимметрии, и ее стоит прочесть всем, кто интересуется различиями между левым и правым на любом уровне, а также тем, кто хочет потренироваться рассматривать концептуальную проблему с максимально далеких друг от друга точек зрения.

Комментарии