Лена Анлауф и Виталий Константинов: «Невероятные носы. Все самые удивительные животные в одной книге». Рецензия

Анлауф Л., Константинов В. «Невероятные носы». М.: «Пешком в историю», 2024. — 416 c.

В новой книге из серии «Мир вокруг нас» от издательства «Пешком в историю» собрано множество редких животных, которые по праву могут гордиться способностями своих обонятельных органов. В «Невероятных носах» с трогательных и детальных карандашных рисунков к вам будут принюхиваться выхухоль и ехидна, дикдики и кроличий бандикут, хоботковая собачка и ринопитек. Конечно, не обойдется и без более частых гостей детских энциклопедий — слонов, муравьедов, коал, морских слонов и других.

Кому подойдет: младшим школьникам и их родителям, а также всем, кто любит животных.

«Невероятные носы» — это дебют немецкой писательницы и редактора Лены Анлауф в области детской литературы. И, надо сказать, дебют прекрасный. Любовь и внимание к деталям чувствуются и при чтении текста, который пестрит интересными и незаезженными фактами о животных, и при взгляде на оформление — книгу карандашами и тушью рисовал Виталий Константинов, признанный мастер иллюстрации. Даже форзац у издания необычный — на нем изображен атлас мира с животными, обитающими на разных континентах, а также герои повествования в масштабе.

Структура «Носов» довольно стандартная. Каждый разворот, как правило, закреплен за одним животным. Слева можно увидеть его крупный портрет, а справа — небольшую информационную справку о нем, также сопровождаемую иллюстрациями.

Иллюстрация из книги

Разворот книги, рассказывающий о дикдике — карликовой антилопе из Африки. Для всех животных приведены их латинские названия, что в книгах для детей скорее редкость.

Рассказывает автор о каждом из выбранных животных, будь то зверь, рыба, птица или насекомое, в первую очередь, с точки зрения его способностей нюхать или как-то иначе ловко управляться со своим носом. Многие из героев книги (но не все) — макросматы, то есть животные, у которых обоняние является главенствующим из пяти чувств.

Читается книга на одном дыхании. Возможно, дело в том, что многих нюхачей из нее сложно увидеть даже в зоопарке, а потому чуть ли ни каждый разворот — открытие не только для ребенка, но и для взрослого. И ведь животным всегда есть чем удивить: взять хотя бы крота-звездорыла, который умеет нюхать под водой. Его нос снабжен щупальцами, которые могут захватывать пузырьки воздуха при нырянии. Нырнув, крот просто втягивает эти пузырьки вместе с летучими ароматическими соединениями из воды.

Иллюстрация из книги

Отрывок из книги. Кроту-звездорылу щупальца на носу нужны для ощупывания местности, поиска добычи и возможности понюхать дно водоема.

Приятно также что в конце книги есть подробный словарик, где собраны используемые в ходе повествования термины.

Разумеется, покупая подобные энциклопедии, стоит понимать, что названия зверей и их носы после прочтения имеют риск тут же перепутаться в голове. Но это и не страшно. Главная цель книги не в том, чтобы заучить 100 фактов о животном мире, а в том, чтобы привить чувство прекрасного, научить сочувствовать, сопереживать и восхищаться созданиями природы, а значит, и стараться их беречь.