Ли Макинтайр: «Отрицатели науки. Как говорить с плоскоземельщиками, антиваксерами и конспирологами». Рецензия
17 июня 2023
Ли Макинтайр: «Отрицатели науки. Как говорить с плоскоземельщиками, антиваксерами и конспирологами». Рецензия
- 474
- 1
- 1
-
Автор
-
Редактор
Темы
Прививочные холивары, споры со сторонниками теории о плоской Земле, сражения с конспирологами — кто хотя бы раз не участвовал в этих мероприятиях и не убедился в тщетности усилий переубедить этих людей? Ли Макинтайр — философ и исследователь, работающий в Бостонском и Гарвардском университетах, — провел целое исследование о том, как правильно общаться с отрицателями науки, чтобы потом не было горько за потраченное впустую время.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
достоверно, но провокационно
Легкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: любому, кому приходится общаться с отрицателями научных данных и любителями шапочек из фольги.
Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься развенчанием уже однажды развенчанного
Томас Генри Гексли
Священный страх перед достижениями науки — отнюдь не удел мрачного Средневековья! Он оказался очень востребованным в технологичном XXI веке и с каждым годом уверенно набирает обороты. Парадокс: прогресс дает возможность жить дольше и лучше, но одновременно очень пугает человечество. Ведь еще неизвестно, какими неприятностями все это может обернуться. Например, есть теория о том, что ВИЧ появился исключительно благодаря ликвидации натуральной оспы. То есть, продолжай люди массово болеть этой опасной болезнью (смертность — 30%), было бы всем счастье! При этом адептов данной теории не волнует, что вирусы оспы, составляющие большое семейство, здравствуют и поныне, а ВИЧ появился значительно раньше, чем стартовала программа ВОЗ .
О том, как и когда была ликвидирована натуральная оспа, читайте в статье «Оспа — забытая победа (небольшой эпидемиологический детектив)» на «Биомолекуле».
По моим наблюдениям (а мне приходится часто общаться с противниками прививок), люди действительно легко верят во всевозможную чушь, если ее правильно преподнести. Кроме того, многие рассказывают о неком озарении в кризисный период жизни, после которого они «всё поняли». Каково же было мое изумление, когда то же самое я прочитала в книге Ли Макинтайра! Только он наблюдал подобную картину не среди родителей, отказывающихся от прививок, а в сообществе сторонников теории о плоской Земле.
На конференции плоскоземельцев я отметил необычно высокую долю людей, переживших какую-то душевную травму [...] Для многих это были события 11 сентября. У других — личные драмы. Трагедии заставили этих людей во всем сомневаться
И они сомневаются! Правда, далеко не во всем. В конце концов, отрицатели тоже пользуются благами цивилизации, крайне редко сбегая от них в какую-нибудь глушь. И, честно говоря, они не сильно отличаются от других... разве только тем, что их убеждения периодически оборачиваются проблемами для других. Многим это отравляет жизнь, поэтому попытки переубедить «упрямцев» предпринимаются постоянно.
Сколько людей обычно участвует в климатических/прививочных/географических спорах! И ведь каждый пытается доказать свою точку зрения. Отрицатели — не исключение. При этом у них тоже есть свои доказательства.
Если утверждаешь, что некая псевдонаучная теория имеет научную ценность, избирательное обращение к фактам будет весьма на руку. Сообщать, что придерживаешься маргинальной теории только на основе веры, — это как-то не очень научно. Лучше заявить, что у тебя есть доказательства. И вот тут крайне важно отбирать факты: признавать лишь те, что подтверждают твою теорию, игнорируя или оспаривая остальные, которые могут ее поколебать
К излюбленным методам, используемым адептами всевозможных альтернативных теорий, Ли Макинтайр относит:
- избирательный подход к фактам (то, о чем говорилось в цитате выше);
- приверженность к конспирологии (конспирологическое мышление видит заговор во всем, даже если его нет);
- доверие только узкому кругу экспертов (в книге это называется «Опора на фальшивых экспертов и недоверие к настоящим», когда люди оспаривают данные только на основании того, что они «не доказаны на 100%»);
- логические ошибки и способность видеть суслика там, где его на самом деле нет (здесь наиболее ошеломительным для меня было откровение, что в подписи Уолта Диснея присутствуют три «шестерки» (рис. 1), и это якобы доказывает, что мультипликатор состоял в заговоре, скрывающем правду о плоской Земле);
- завышенные ожидания от науки (например, часто используемое выражение «медицина — не точная наука» автоматически делает ее и достижения фармацевтики в глазах отрицателей не только сомнительными, но и вредными для здоровья).
И как тогда с ними общаться? Ли считает, что в каждом, даже самом нелицеприятном оппоненте, необходимо в первую очередь видеть человека. Тогда будет несложно выполнить основные пункты нетоксичного общения: уважение, доверие, дружелюбие и заинтересованность. Именно они, а не переход на личности, помогают выстроить доверительные отношения с оппонентом и дают ему возможность задуматься о зыбкости пути, на котором он стоит. (Хочу заметить, что мой личный опыт говорит о том же: сочувствие, понимание и уважение ценятся очень высоко.)
Если вы вступите в какие-то простые взаимоотношения с не самыми рьяными отрицателями и предложите им информацию, которую они не получают от своих наставников, то, пожалуй, получите возможность образумить какое-то число людей из тех, кто начинает с сомнений, но заканчивает отрицанием науки
Впрочем, работает это не со всеми, поэтому важно вовремя понять, когда не стоит биться головой о стену и вежливо закруглить обмен мнениями. Вежливость очень важна! Ведь если вы всерьез хотите заниматься переубеждением, придется запастись терпением и хорошими манерами (рис. 2).
Читая «Отрицателей науки», вы получите большой набор не только ценных научных данных (которые, тем не менее, довольно скучны), но и практические навыки, протестированные автором на большом количестве собеседников. Он общался и анализировал плоскоземельщиков, климатических диссидентов, борцов с ГМО, а также конспирологов, отрицающих опасность ВИЧ и COVID-19. Единственное, что нам вряд ли пригодится — это масса данных о том, как политические предпочтения республиканцев и демократов влияют на развитие конспирологического мышления — это чисто американская история и интересна в основном для жителей США.
Жаль, что никто не написал подобной книги про российские реалии, хотя по количеству отрицателей наша страна не сильно отстает от США. Было бы интересно выяснить, какие факторы оказывают влияние на наших соотечественников. В конце концов, мы живем с ними бок о бок, и годы пандемии COVID-19 показали, что наукоотрицание — не просто блажь маргиналов. Ему подвержены все слои общества. И оно влияет на каждого. Ведь приверженность альтернативным теориям из страха перед сложными технологиями или из-за недоверия научным сообществам и правительствам не только засоряет информационное поле, но и может стать фатальным. Не только для адептов данных теорий, но и для всех жителей нашей планеты.