Луис Кинтана-Мурси : «Люди. По следам наших миграций, приспособлений и поисков компромиссов». Рецензия

Луис Кинтана-Мурси. «Люди. По следам наших миграций, приспособлений и поисков компромиссов». М.: «Бомбора», 2024. — 346 c.

Африканец, метис и проходимец — таким предстает юный (по эволюционным меркам) вид Homo sapiens на страницах новой книги Луиса Кинтана-Мурси, посвященной прошлому и настоящему людского рода. Автору можно смело верить: это авторитет мирового уровня в области геномики, эволюции человека и его восприимчивости к инфекциям. Вместе с ученым, живо и образно излагающим научное знание «из первых рук», читатель совершит путешествие по человеческой ДНК — путь также окажется движением вглубь веков, к истокам людей современного типа. Та же ДНК поведает о неутомимых путешествиях наших предков по земному шару, их постоянных скрещиваниях, о суровых условиях и опасных микробах, с которыми людям приходилось сталкиваться... Книга подойдет всем, кто знаком с основами биологии, и поможет освежить знания в такой динамичной области, как эволюция человека, а заодно понять, как жизнь людей прошлого определяет наши сегодняшние здоровье и образ жизни.

Кому подойдет: для всех интересующихся антропологией, биологией и медициной, начиная с учеников выпускных классов.

Зная о том, что научно-популярную книгу написал настоящий и, более того, крупный ученый, мы можем не сомневаться в качестве изложения и актуальности фактов. Поэтому «Люди. По следам наших миграций, приспособлений и поисков компромиссов» — это не просто научно-популярное издание, а также своего рода легко читающийся учебник или обзор множества статей, который поможет читателю освежить и дополнить (может, и заменить) знания о такой динамичной области науки, как изучение антропогенеза.

Действительно, в наших взглядах на появление вида Homo sapiens в последние десятилетия произошли революционные изменения. Они касаются как появления человека современного облика — сейчас понятно, что знаменательное событие случилось 150–200 тысяч лет назад на Африканском континенте, — так и его расселения по всему миру, взаимодействия с другими представителями рода Homo и целого спектра адаптаций. Каких-то 15 лет назад никто не знал о, скажем, денисовцах — теперь же нам известны многие детали их эволюционной истории, ареале распространения и т.д. Притом, что ученые почерпнули эту информацию из ДНК считанных обнаруженных образцов людей.

Более того, исследование, проведенное в 2018 году командой Сванте Паабо с использованием фрагмента кости из Денисовой пещеры, показало, что, вполне возможно, происходило и смешение между неандертальцами и денисовцами. Последовательность ДНК найденного образца раскрыла многие секреты: оказалось, что кость принадлежала девочке, умершей в возрасте около 13 лет, причем ее родителями были неандертальская мать и отец-денисовец. Следовательно, мы с полным основанием можем предполагать, что различные группы древних людей встречались между собой в эпоху плейстоцена, и скрещивания между ними были вполне обычны

Оказывается, когда-то Homo sapiens сосуществовал с рядом представителей того же рода. Однако все они исчезли с лица Земли — и Кинтана-Мурси подчеркивает: не без прямого участия наших предков, настоящего инвазивного вида. Они расселялись далеко за пределы своего исходного ареала и успешно заменили собой других людей, занимавших близкие экологические ниши.

Эту и множество других потрясающих историй из прошлого биологи «прочли» в ДНК людей — как представителей различных ныне живущих народов, так и извлеченной из древних остатков наших предшественников. Чудеса, о которых полвека назад не грезили даже фантасты, стали реальностью благодаря революционным изменениям методов генетики и молекулярной биологии. Современные биологи способны секвенировать даже самые малые количества генетического материала, несмотря на повреждения, которые неизбежно возникают со временем.

Поэтому в начале своей книги Кинтана-Мурси отдает должное открытиям, которые сделали научные изыскания — его и других современных ученых — возможными и успешными. Он также кратко описывает становление современной науки о наследственности и эволюции, начиная с Дарвина и Менделя.

Далее ученый разбирает «кухню» эволюционного процесса, его самые основные процессы и закономерности. Кинтана-Мурси доходчиво рассказывает, что такое мутации, рекомбинация, поток генов, эффекты основателя или бутылочного горлышка, а также вводит другие термины, без которых понять — ни его книгу, ни суть эволюции — просто невозможно.

Далее следует самое интересное — своеобразный приключенческий сериал, главную роль в котором сыграл молодой и непокорный законам природы вид Человек разумный. Возникнув в Африке от хорошо изученных сейчас обезьяноподобных предков, люди начали быстро меняться, стали покидать родной континент (причем волнами), осваивать новые территории и подчас радикально изменять их, заодно меняя самих себя.

Автор книги обстоятельно описывает такие путешествия и постепенное «завоевание» Земли человеком — начиная с Малой Азии и заканчивая Дальней Океанией и Новой Зеландией. Кажется, что Homo sapiens путешествовал, и в путь его звал настоящий «инстинкт путешественника».

Отправляясь в новые края, люди зачастую встречали там себе подобных: как другие популяции нашего вида, так и прочие виды Homo. Результатом стали гибридизации, т.е. появление метисов, и причудливое сочетание различных генетических признаков. Как выяснилось, история человечества всегда была еще и историей скрещиваний. Так что все современное население Земли — это продукт постоянного смешения геномов. Если на ней и есть что-то вроде «чистокровных» сапиенсов, то это... жители Африки к югу от Сахары.

В новых экосистемах, которые довелось осваивать человеку — будь то темный тропический лес, морозная Арктика, пустыни, высокогорья или изолированные далекие острова, — ему приходилось приспосабливаться к местным условиям, подчас самым экстремальным. Результатом стало множество адаптаций разного уровня, затрагивающих как гены человека и его морфологию, так и его культуру и поведение.

С первых шагов человека особое значение для него имел фактор инфекционных болезней — тех, что вызывают вирусы, бактерии, протисты и паразиты. Кинтана-Мурси посвятил патогенам целый раздел, ведь именно они унесли большую часть человеческих жизней и очень долго ограничивали ее продолжительность. Древние адаптации к патогенам навсегда остались в наших геномах и сейчас нередко оборачиваются «побочными эффектами» вроде аутоиммунных и других хронических болезней. Любопытно, что многие из них — это бремя наследства неандертальцев: их ДНК занимает около 2% у большинства современных людей.

И сейчас наши гены сильно влияют на восприимчивость к инфекциям, включая вирусы. Кинтана-Мурси рассматривает это на свежем и злободневном примере COVID-19 — новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2 и ставшей причиной пандемии. Он пишет, например, о большей устойчивости к коронавирусу жителей Восточной Азии и связывает ее с эволюционным прошлым людей.

В завершение книги автор не забыл отметить причудливое сочетание культурных процессов — развития и распространения обычаев и языка — и изменений человеческих генов. Он подчеркивает, что два эти «измерения» человеческой природы развивались согласованно (в коэволюции), и одно явственно влияет на другое.

Разумеется, история человека — а значит, и его генов, — продолжает разворачиваться и преподнесет ученым еще немало сюрпризов. Чтобы быть к ним готовым и быть для этого достаточно сведущим, стоит прочитать новую книгу французского генетика и, возможно, продолжить знакомство с эволюцией человека с помощью статей. Ими подкреплены все упомянутые факты, и, что особенно ценно, автор нередко ссылается на них как на «результат работы нашей команды».

„Разнообразье — мой девиз“, — говорил Жан де Лафонтен. Именно разнообразие — и, по сути, только оно одно — является движущей силой эволюции и основой адаптации человека к изменениям окружающей среды. Надеюсь, что в этой книге я сумел осветить две важные вещи. Первая: изучение разнообразия наших геномов позволяет дать ответ на основные вопросы антропологии, эволюционной биологии, истории и медицины. Вторая: без разнообразия и без различий не существует ни эволюции, ни развития — во всех смыслах сказанного

Книга хороша во многих отношениях, но в ней, к сожалению, нет иллюстраций, а ведь многие из сложных описываемых процессов проще понять, имея перед глазами карту или эволюционное древо (филограмму). Единственное исключение — это приведенная в самом начале репродукция картины Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1897–1898). С ее помощью автор не только проиллюстрировал самобытный народ Таити, но и обозначил своеобразное «проблемное поле» своего очень достойного и при этом доступно написанного произведения: прошлое, настоящее и будущее человека.