Майкл Морс, Димитра Папагианни: «Неандертальцы. Недооцененные конкуренты Homo sapiens». Рецензия

Рецензии

Майкл Морс, Димитра Папагианни. «Неандертальцы. Недооцененные конкуренты Homo sapiens». М.: «Бомбора», 2023. — 272 c.

Так ли примитивны были неандертальцы — вид людей, которых принято называть двоюродными братьями современного человека? Майкл Морс и Димитра Папагиани рассказывают читателю все, что известно об их жизни и быте, и приходят к выводу, что неандертальцев за примитивность осудили незаслуженно. Что это за были за люди? Как ученые открыли этот вид? Где они обитали и как жили? На все эти вопросы авторы постаралась дать нам ответ.

Кому подойдет: всем, интересующимся вопросами происхождения вида и палеонтологией. Хорошо подойдет людям, которые уже разбираются в этом вопросе, но будет интересна и для новичков.

Чтобы оценить наследие неандертальцев, необходимо мыслить сразу в двух разных временных плоскостях. С одной стороны, они жили в глубоком прошлом, их миграции и развитие технических навыков шли на протяжении сотен тысяч лет. С другой стороны, представления ученых о неандертальцах меняются в считанные месяцы, поскольку современные технологии позволяют отвечать на вопросы, которые еще несколько лет назад мы даже не рискнули бы задать.

Книга состоит из семи глав, каждая из которых описывает какой-либо временной период каменного века. Например, глава вторая посвящена периоду с 1 миллиона до 600 тыс. лет назад и называется «Первые европейцы». А глава шестая — периоду с 60 тыс. лет назад до 25 тыс. лет назад, и называется «Финал». В каждой из глав речь идет не только о неандертальцах, но и о других Homo, которые им предшествовали или сосуществовали с ними. Однако внимание сфокусировано именно на Homo neanderthalensis.

Нам же хотелось написать книгу именно о неандертальцах, не уделяя излишнего внимания ошибкам и заблуждениям в долгой истории исследований и не отвлекаясь на историю появления Homo sapiens — людей современного вида. Проще говоря, мы задумывали книгу исключительно о неандертальцах

Отдельно отметим предисловие. В нем авторы объясняют, почему их труд важен и актуален. Они хотят снять стигматизацию с неандертальцев и как можно шире рассказать современному человеку об их видовом родственнике.

Читать книгу очень интересно, хотя стиль авторов совсем нельзя назвать простым. Иногда встречаются сложные логические конструкции. Это совсем не легкий научпоп, а вполне вдумчивое чтение:

Кто были эти более успешные европейские поселенцы, давшие начало неандертальцам? Три черепа в Эфиопии, Замбии и Южной Африке дают ключ к разгадке. Датируемые периодом, о котором пойдет речь в этой главе, они демонстрируют сходство с видом, впервые появившимся в Европе чуть более полумиллиона лет назад, и, вероятно, имевшем общего недавнего предка

В этой книге много фактической информации. Каждое свое утверждение авторы подтверждают научными данными. Ни одно слово не упоминается просто так. Например, очень подробно авторы объясняют материал про ритмы ледниковых эпох.

Исследования кернов морского дна и ледников дали представление о последних 1,2 млн лет или около того (датировка древнейших слоев последовательности еще не точна) и выявили серию из двадцати трех изотопных стадий кислорода [...], в которой нечетные номера представляют теплые периоды, а четные — оледенения

Литературы про эволюцию человека очень много. Совсем недавно на «Биомолекуле» была опубликована рецензия на книгу Санхи Ли «Близкие контакты далеких предков. Как эволюционировал наш вид». Конечно же, нельзя не упомянуть такие книги, как «Ищу предка» Натана Яковлевича Эйдельмана и «Эволюцию человека»: «Обезьяны, кости и гены», «Обезьяны, нейроны и душа» и «Кости, гены и культура» Александра Маркова. Однако ключевое отличие книги Морса и Папагианни от вышеупомянутых в том, что она именно о неандертальцах — и только про них. Все остальные виды рассматриваются в книге лишь в контексте их истории.

«Неандертальцы» прекрасны тем, что они возвращают человеческое лицо другим видам людей, напоминая нам о том, что не только Homo sapiens достойны уважения. Например, ученые описывают возможные причины возникновения массового захоронения в одной из пещер Атапуэрки:

Археологи, производившие раскопки, считают, что причиной стало какое-то катастрофическое событие. Заставить этих гоминидов искать убежища в холмах Атапуэрки могла, например, засуха. В этом сценарии до пещеры добрались только самые сильные члены группы. Но когда удача закончилась, последние оставшиеся в живых унесли умерших друзей и родичей вглубь пещеры и сбросили их в колодец с символическим красным рубилом. История гипотетическая, но невероятно трогательная, подчеркивающая человечность предков неандертальцев

Важно знать свою историю. Важно помнить о том, откуда взялись у нас те качества, которые мы называем человеческими. Книга Морса и Папагианни — о тех, кто не смог выжить на этой земле, но благодаря кому мы стали теми, кто мы есть.