Мерлин Шелдрейк: «Запутанная жизнь. Как грибы меняют мир, наше сознание и наше будущее». Рецензия

Рецензии

Мерлин Шелдрейк. «Запутанная жизнь. Как грибы меняют мир, наше сознание и наше будущее». М.: «АСТ», 2023. — 416 c.

«Запутанная жизнь», написанная экологом из Кембриджа Мерлином Шелдрейком и впервые вышедшая в 2020 году, издается в «АСТ» в рамках серии «Интересный научпоп. Хиты Amazon». Она познакомит вас ближе с самыми разными представителями грибного мира — от паразитов до псилоцибиновых грибов и чудовищно дорогих трюфелей. Автор будет погружаться в мицелий вместе с читателем, размышляя о том, как широко раскинули грибы свои гифы и как сильно повлияли на наш мир, а после прочтения ваше отношение к грибам совершенно точно изменится.

Кому подойдет: всем, кто увлекается темой экологии и функционированием биосистем, или просто интересуется грибами и всем, что с ними связано.

К созданию книги о грибах М. Шелдрейк тоже подходил, вдохновляясь объектами своих исследований. Иллюстрации в ней выполнены чернилами из навозника белого (Coprinus comatu).

Всего в книге восемь глав, в которых автор затрагивает самые разные аспекты жизни грибов и совершенно разные их виды. В первой главе речь пойдет о трюфелях и их специфически пахнущих плодовых телах, которые своим запахом способны приманивать к себе животных даже из-под земли. К этим животным относятся и люди, которые готовы платить за килограмм белых пьемонтских трюфелей по шесть тысяч евро. Во второй главе можно узнать больше о том, как растет мицелий, как он передает информацию внутри себя, как заполняет доступное ему пространство и как исследует местность. Ученые давно интересуются способностью грибов, разрастаясь, создавать эффективные маршруты, по которым позднее будут транспортироваться питательные вещества, и, как оказалось, делают они это не хуже, чем люди. Если дать им задачу соединить несколько точек, богатых ресурсами, они создадут трассы, подобные тем, с помощью которых люди соединяют друг с другом города.

Бодди — человек серьезный и сдерживает восхищение, когда рассказывает о том, на что способны грибы. Их поведение немного напоминает поведение миксомицетов (слизевиков), и она исследовала их схожими способами. Однако вместо того, чтобы смоделировать схему метрополитена Токио, Бодди создала условия, чтобы мицелий выстроил схему наиболее эффективных маршрутов между городами Великобритании. Она насыпала слой земли, придав ему очертания страны, и обозначила города кусками дерева, на которых проросли грибы (это были представители ложноопенка серно-желтого, Hypholoma fasciculare). Размер кусков дерева подбирался пропорционально населению городов, которые они обозначали. „Грибы выросли за пределы своих „городов“ и создали сеть шоссейных дорог“, — рассказывала Бодди. — „Можно было различить трассы М5, М4, М1, М6. Я подумала, что это здорово“

отрывок из книги М. Шелдрейка «Запутанная жизнь»

Третья глава полностью посвящена лишайникам, состоящим из грибов и водорослей, четвертая — грибам-паразитам и псилоцибиновым грибам, а пятая и шестая — сотрудничеству грибов и растений. По их прочтении можно сделать вывод о том, что грибы — непревзойденные симбионты. Они отлично приспосабливаются к жизни в сотрудничестве с другими организмами, и так прочно вплетены в экосистемы, что тот мир, что мы знаем, без грибов был бы невозможен.

В седьмой главе автор знакомит нас с энтузиастами, уверенными, что именно грибы в ближайшем будущем помогут человечеству преодолеть надвигающийся на нас экологический кризис. Из грибов уже сегодня делают мебель, строительные и упаковочные материалы, их едят, из них получают лекарства и вещества, которые до этого производили путем химического синтеза или выделяли из природных материалов. Но самое приятное тут то, что растут грибы на отходах, которые обычно некуда девать.

Наконец, восьмая глава рассказывает о дрожжах с их замечательной способностью производить алкоголь и том, как люди не слишком успешно пытаются систематизировать грибы и добраться до их ускользающей сути.

По ходу повествования Мерлин Шелдрейк часто возвращается к мысли о том, что мы, пытаясь понять другие организмы, склонны либо разодушевлять их, относясь к живому как к машине, либо наделять человеческими свойствами, которые для них совершенно чужеродны. И грибы не исключение. Автор неоднократно подчеркивает их индивидуальность, которая делает грибы совершенно уникальными, о чем не следует забывать. Они не имеют мозга, но способны решать довольно сложные задачи, они иначе питаются, а их организм представляет из себя сеть из множества гиф, где нет головного центра. Именно благодаря их инаковости человек, изучая грибы, может на многое взглянуть по-новому, многому научиться. И пока мы стоим только в самом начале этого увлекательного пути.