https://www.thermofisher.com/ru/ru/home/products-and-services/promotions/russia-promos.html?cid=bid_cbu_sbu_r03_ru_cp1381_pjt6312_we43366_0db_bim_da_awa_at_s00_Biomolec
Подписаться
Биомолекула

Мишель Мира Пон: «Вопросы памяти». Рецензия

Мишель Мира Пон: «Вопросы памяти». Рецензия

  • 139
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. Рисунки Эдит Каррон. М.: Пешком в историю, 2019. 52 с.

Издательство детской научно-популярной литературы «Пешком в историю» порадовало своей новинкой «Вопросы памяти». Книга сочетает в себе научность учебников по психологии и нейробиологии, качество лучших отечественных и зарубежных детских энциклопедий и лёгкость мультфильмов, и идеально подходит для маленького читателя. Если вашему ребёнку нужен увлекательный экскурс в когнитивную и сравнительную нейропсихологию в жанре ultra-light — то эта книга для вас!

Автор книги Мишель Мира Пон (Michèle Mira Pons) по профессии журналист, однако у себя на родине (во Франции) она давно известна как автор научно-популярных книг для детей. Она писала о научном методе в расследовании преступлений («Доказательство через науку»), о звёздах и небесных телах («Маленькими шагами по небу») и даже о мифах народов мира («Рождение мира — греческая, японская, кельтская, догонская и тибетская мифологии»). Её книги переводились на испанский, английский, итальянский и турецкий языки. «Вопросы памяти» — первый шанс русскоязычных читателей познакомиться с её творчеством.

С первых страниц «Вопросов памяти» чувствуется профессионализм, опыт и научный подход. По содержанию и структуре изложения книга соответствует лучшим зарубежным университетским учебникам по когнитивной психологии, переводившимся на русский язык — таким как «Память» Алана Баддли или «Когнитивная психология» Роберта Солсо. Здесь также есть объяснение основных понятий, большое внимание уделяется описанию экспериментальных исследований, даются информативные отсылки к нейробиологии, эволюции памяти и её нарушениям. Даже завершение книги, где затрагивается роль компьютерных технологий в нашей жизни и большие данные, явно напоминает учебные издания с актуальной «вишенкой на торте» в последних главах. Чувствуется зарубежная научная школа.

Огромная заслуга автора в том, что всё это она смогла преподнести ярко и понятно для ребёнка. Наглядность и лёгкость изложения поистине приятно удивляют. Сложнейшие темы избавлены от громоздких рассуждений и дискуссионных моментов и облечены в форму небольших текстовых блоков, в которых материал объясняется наглядно и адаптирован к опыту маленького читателя.

Например, влияние различий фонологической структуры языка на восприятие звуков иностранной речи рассмотрено даже без введения термина «фонема». Но от этого — не менее понятно.

Учёные пришли к выводу, что мозг взрослого человека не различает в иностранном языке тех звуков, которых нет в его родном языке. Так, ухо взрослого француза или итальянца останется глухо к разным тонам китайского языка (например, «a» восходящее и «a» нисходящее). Точно так же взрослые японцы не слышат разницы между звуками «л» и «р». А ребёнок прекрасно слышит и без труда учится произносить!

А разница между биопотенциалом нейронов и электрическим током в сети подчёркнута без углублений в физиологию:

По нейрону информация передаётся в форме электрического сигнала. Он такой слабый, что совсем не похож на электричество, которым мы пользуемся для освещения.

Ключевые научные термины и классификации остались — избежать их нельзя. Но они удачно включены в увлекательный «детский» текст, так что ребёнок просто не сможет их испугаться. Например, виды памяти объяснены на понятных ребёнку ситуациях.

Представь, что твоя мама каждый день возит твою младшую сестрёнку в детский сад на велосипеде. В дороге ей помогает процедурная память: благодаря ей мама не задумываясь держит равновесие на велосипеде, крутит педали и, когда надо, тормозит. На перекрёстке она видит столетнее дерево, проезжая мимо булочной, чувствует запах свежего хлеба, слышит пение птиц... Благодаря пяти органам чувств и образной памяти мама ориентируется. Когда ей встречаются дорожные знаки «Стоп» и «Уступите дорогу», она их понимает, призвав на помощь семантическую память.
А теперь представь, что откуда-то выскочила большая рыжая собака. Семантическая и образная память подскажут твоей маме, что это неопасный зверь — не то что какой-нибудь лев! — и она просто притормозит, пользуясь процедурной памятью, чтобы объехать собаку.

Такое сочетание научности и легкости роднит книгу с хорошо зарекомендовавшей себя энциклопедией «Наука» издательства «Дорлинг Киндерсли», что опять же говорит о качестве издания. Правда, «Вопросы памяти» гораздо меньше по весу и наполнению, что делает её более удачным вариантом для детей.

Книга предназначена читателям от шести лет, поэтому содержание проще, а вместо фотографий или точных схем приводятся рисунки в стиле карандашного наброска. Такая форма положительно сказывается на восприятии материала ребёнком — во-первых, структура рисунка простая (особенно хорошо это помогает упростить изображение устройства мозга), а во-вторых, иллюстрации похожи на картинки, которые рисуют сами дети — и за счёт этого понятнее им.

Хотелось бы отметить мастерство иллюстратора в подборе цветовой гаммы — преобладают манящие ребёнка яркие и тёплые цвета, а сами рисунки просты и понятны. В «Вопросах памяти» автор и художник, похоже, нашли оптимальную форму иллюстраций для детской книги.

При этом рисунки довольно точны с научной точки зрения. Хорошо (и понятно для маленького читателя) нарисованы отделы мозга, понятно изображена мнемоника сталактита и сталагмита, точно (но вместе с тем наглядно для ребёнка) изображены объёмы памяти детей разного возраста. Всё это роднит книгу с хорошо оформленной мультимедийной презентацией. В ней даже есть что-то от мультфильмов — но ведь это и нужно в детском возрасте, не так ли?

Интересных фактов достаточно даже для очень взыскательных и любознательных детей, как для первоклассников, так и для подростков. Да и взрослому, читавшему учебники по когнитивной психологии, будет интересно познакомиться со сведениями о памяти животных и растений, ненавязчивыми отсылками к эпигенетике. Хоть в книге не встречаются слова «когнитивная психология» и «нейробиология», читатель составит представление об этих науках и расширит горизонт своих знаний. Безусловно рекомендуем эту книгу к прочтению — она подойдёт любому ребёнку.

Комментарии