Ольга Шестова, Лев Иноземцев: «30 нобелевских премий. Открытия, изменившие медицину». Рецензия
25 марта 2023
Ольга Шестова, Лев Иноземцев: «30 нобелевских премий. Открытия, изменившие медицину». Рецензия
- 242
- 0
- 0
-
Автор
-
Редактор
Темы
Книга «30 нобелевских премий» — сборник исторических экскурсий в научные исследования прошлого. Эти рассказы читаются легко, как художественное произведение, при этом читателю не обязательно штудировать книгу от начала и до конца: каждая глава имеет законченный сюжет. Авторы включили в книгу 30 открытий по физиологии или медицине, которые, на их взгляд, известны даже неспециалистам и получили широкое применение в практике.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 6/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: всем, кто хочет узнать историю прорывных открытий, которые изменили взгляд на лечение и диагностику заболеваний.
Нобелевская премия по физиологии или медицине — самая престижная награда, которую присуждают за особые заслуги в фундаментальных и прикладных исследованиях по биологии и медицине . На момент написания этой рецензии было вручено 113 премий — начиная с 1901 года, их вручали ежегодно, за исключением периодов Первой и Второй мировых войн и кроме 1921 и 1925 годов. Для книги «30 нобелевских премий» авторы отобрали те исследования, которые сегодня повсеместно используются в медицинской практике и знакомы почти любому человеку.
Подробнее о нобелевских лауреатах и сути их исследований читайте в рубрике «Биомолекулы».
Книга начинается с многообещающего вступления: «После прочтения вам откроется стройная и логичная картина преемственности научной мысли, где в результате нелепых случайностей могут пропасть гениальные прозрения. [...] А вы, узнав о фундаментальных научных открытиях, наверняка овладеете основами знаний о физиологии человека и медицине.» Конечно, книга не заменит учебник по иммунологии или физиологии, как и не уложит в голове базовые биологические понятия, однако краешком коснется всего по чуть-чуть: и принципов условных рефлексов, и сложностей трансплантации органов, и сути РНК-интерференции. Поэтому «30 нобелевских открытий» не стоит воспринимать как методичку для быстрой подготовки к зачету; это скорее легкое чтение перед сном, когда хочется разгрузить мозг.
Один из главных плюсов книги, который делает ее такой познавательной и простой для понимания — это подборки интересных фактов, которые рассыпаны по всем главам. В процессе знакомства с исследованиями прошлого мы прочитаем и про мечниковскую простоквашу, и о том, почему группа крови у военных — на груди, а не на рукаве; о том, зачем детям в США собирают рацион питания на неделю в виде «радуги» из овощей, и об одной из гипотез, для чего в хрущевках делали окошко из ванной в кухню. Любопытные детали биографии помогут нарисовать живые портреты ученых: например, Алексис Каррель, который придумал новый способ сшивания сосудов, в детстве увлекался вышиванием шелковыми нитками, а Алексей Оловников, чьи работы легли в основу исследования про укорочение теломер, придумал свою гипотезу, наблюдая за ремонтом путей в метро. Интересные отступления, напрямую не связанные с конкретным исследованием, вынесены во врезки «Кстати». Параллельно рассказам о нобелевских лауреатах встречаются объяснения популярных мифов и заблуждений: например, в главе про премию 2008 года есть разбор мифов про ВИЧ.
Еще одно достоинство книги — ее краткость: суть научного открытия описывается лаконично и очень живо, из-за чего главы читаются на одном дыхании. Приятным дополнением к тексту станут иллюстрации, хоть и черно-белые: одни представляют из себя схемы экспериментов или визуализации микроскопических изображений, а другие просто разнообразят повествование — например, показывают, как выглядит медаль Джослина за 50 лет жизни с диабетом.
В книге есть незначительное количество опечаток и неточностей. Например, на странице 33 микробиом и микробиота обозначены как синонимы, но это не совсем одно и то же: микробиотой обычно называют популяцию микроорганизмов, населяющих какой-то участок тела, а микробиомом чаще называют совокупность всех генов этой популяции микроорганизмов. Опечатки встречаются и в фамилиях ученых: исследователь групп крови упоминается то как «Ландштайнер», то как «Ландштейнер». Еще одной недоработкой кажется то, что в главе про антибиотики не упомянута Зинаида Виссарионовна Ермольева, известный советский микробиолог и эпидемиолог, которая, хоть и не получила Нобелевскую премию, всё же внесла весомый вклад в разработку пенициллина.
Немного подкачало заключение: многие мысли — и даже куски текста — заимствованы из вступления. Несмотря на это, финальная часть читается так же легко, как и вся книга. Вот какой шуточный совет дают авторы книги для всех, кто хочет стать нобелевским лауреатом:
Просмотрев список нобелевских лауреатов, можно сделать однозначный вывод: чтобы стать одним из них, надо нести в своем геноме половые хромосомы ХY, то есть быть мужчиной. Вы можете проповедовать идею гендерного равенства, но хладнокровная статистика легко опрокинет ваши доводы, потому что мужчин, среди получивших Нобелевскую премию, — абсолютное большинство
Книга «30 нобелевских премий. Открытия, изменившие медицину» понравится тем, кто мало знаком с историей этой знаменитой награды и ее почетными лауреатами. Короткие занимательные рассказы об ученых и их научном пути заинтересуют читателя и, возможно, замотивируют его почитать об этих открытиях подробнее.