Павел Назим: «Природоведение». Рецензия
25 января 2025
Павел Назим: «Природоведение». Рецензия
- 129
- 0
- 1
Павел Назим. «Природоведение». СПб: «Гудвин», 2024. — 140 с.
-
Автор
-
Редакторы
Поэзия пней, эстетика травы, обаяние мышей, перепелок и грибов — перед читателем сто сорок страниц микрокосмоса и не только. На них вы встретите множество чудесных иллюстраций с героями животного мира — однако не стоит ожидать от этой книги подробных описаний: это скорее альбом, а не энциклопедия.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет:
влюбленным в лес — для воспоминаний о нем, родителям — для разглядывания с детьми неожиданных персонажей и сочинения про них каких-нибудь историй, преподавателям биологических и экологических дисциплин — для прекрасных картинок к презентациям, всем остальным — для релаксации
«Природоведение» —это издание художественное и даже высокохудожественное. Альбом состоит из картин, одновременно продолжающих традиции Херлуфа Бидструпа и Юрия Васнецова. Так что же делает это издание на сайте «Биомолекулы», чья задача — прежде всего популяризация биологических знаний?
Автор книги Павел Назим даже не биолог «по диплому», он специалист по турбинам электростанций, инженер-теплоэнергетик, поэтому и графика его инженерная и, безусловно, оригинальная и запоминающаяся (даже на фоне современного лавинного потока визуальной информации). И, как он сам признается в предисловии к главе «Звери», любитель грызунов, особенно хомяков.
Одна из самых известных его работ, к сожалению, в «Природоведение» не попавшая, грызунам и посвящена, что и к лучшему. Такие картины нужно смотреть либо в хорошо освещенном выставочном зале, либо на бумажном постере формата А0.

Грызуны всех стран, соединяйтесь!
На этой картине команданте Капибара всё говорит и говорит, и, судя по конспекту сурка, который слушает внимательнее всех, уже давно. Пакарана и Аплодонтия (кто вы? где водитесь?) записывают. А нет, одна из них вообще не делает записей — почему? Хорошая память? Морская свинка не в настроении. Ондатре неинтересно-обидно, а капибара явно рассчитывает на поддержку товарищей из числа таких же, как она, околоводных грызунов. И тема актуальная, вон какие дискуссии у Суслика с Пакой. Хотя нет, вряд ли это дискуссия, скорее, Суслик возмущен, что под видом Паки в зале сидит Бурундук, что категорически запрещено уставом съезда. А возможно, Пака, от природы лишенная хвоста, просто принарядилась. Слепыш рад бы записать тезисы, но, видимо, технически не обеспечили слабовидящих организаторы съезда. Несогласная летяга обращается к кому-то, не находя поддержки.
Но, учитывая научную направленность портала «Биомолекула», давайте прекратим разглядывать, что и с каким умыслом рисует Соня на этой картине — и почему, — и обсудим, ценна ли книга в научно-популярных и образовательных целях. И да, такие иллюстрации украсят книгу счастливца, с которым этот художник согласится работать.

Иллюстрация из книги. Бобры в Санкт-Петербурге.
Эта картина в свое время украсила научную работу сестры автора рецензии, изучавшей проживание бобров в Петербурге, где они жили с момента основания города и по сей день: зачем пришли, куда уходят, что они здесь едят, как обходятся без плотин. Городские бобры, городские бобры, навсегда завладели вы сердцем моим...
Безусловно, ценна и сама точность изображения различного зверья, узнаваемого как в фотографическом атласе. Хотя иногда автор всё же приукрашивает свои модели. Например, лосиные вши на иллюстрации «Приглашают в гости за грибами» гораздо симпатичнее оригинала. Что и понятно: кто захочет любоваться лосиной вошью? И в нашей карусели рисунков лосиных вшей мы помещать, конечно же, не станем.
Сказочная и мифологическая тематика автору тоже не чужда. Вот крот, которому свет не нужен, трогательно встречает мышей с фонариком, как персонаж сказки про Дюймовочку.

Иллюстрация из книги. Мыши идут в гости к кроту.
Да и Кроншнеп и Вальдшнеп, размышляющие об эмиграции, явно не чай пьют, а какой-то шнапс. Названия и внешний вид весьма фигуристых жуков тоже могут смутить несовершеннолетних, один жук-фараон чего стоит! Выпь перепила, гигантский перепел тоже явно не с томатным соком явился — что с них взять, птицы. Уточки вот не хотят придерживаться правил здорового питания. Перепостив Булкину заводь, вы стопроцентно окажетесь в центре орнитологической дискуссии, нужно ли кормить уточек, и если да, то только зимой или нет, и чем, собственно. И кстати, всё здесь не так очевидно, как многим кажется!
Вообще, тема «день такой хороший и старушки крошат» неожиданно выходит за рамки орнитологии. Так, известная исследовательница крякв, кандидат биологических наук Ксения Всеволодовна Авилова объясняет снижение численности крякв в столице в начале девяностых тем, что населению не хватало на булку (говоря научным языком — отмечает достоверные положительные корреляции сокращения численности уток на водоемах Москвы в 1991-1999 с падением благосостояния москвичей (r=0,73; p<0,05), выраженное в количестве хлеба, которое можно купить на одну среднюю зарплату"). А это уже, согласитесь, интересный критерий оценки.

Иллюстрация из книги. Булкина заводь.
В знак искренней симпатии к Павлу Назиму и его работам мы с моим грызуном (конечно же, нутрией) даже воссоздали одну из картин — «Чужих детей не бывает» — с помощью кабачка и трех огурцов в стиле ИЗО изоляции 2020 года.
Однако есть в книге работы, которые почему-то не кажутся смешными сегодня. И комментировать даже их не хочется, просто солидарно помолчать со значением.
Все мы немного хомяки в ожидании рассвета, и пока он не наступил, наверное, уход в микрокосмос грибной полянки и канавы с головастиками (лучше, конечно, вживую, но хотя бы в исполнении такого талантливого петербургского художника) это лучший способ сохранить психику. Так что книга актуальна, как нигде и никогда. Ждем продолжения!