Подписаться
Биомолекула

Пелле Экерман: «Волшебные линзы и хитроумные ящички. История оптики для любознательных». Рецензия

Пелле Экерман: «Волшебные линзы и хитроумные ящички. История оптики для любознательных». Рецензия

  • 146
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Пелле Экерман. «Волшебные линзы и хитроумные ящички». М.: «Белая ворона» (Albus Corvus), 2019. — 103 с.

Вопреки названию, эта книга не только про оптику! В ней встречаются (и иногда спорят друг с другом) астрономия, физика, медицина, биология, история (а также Аристотель, Леонардо Да Винчи, Архимед, Галилей и другие известные ученые личности). Пусть вас не смущает, что она написана в 1989 году. Автор — ученый—лимнолог и, как он сам себя называет, разнорабочий — Пелле Экерман больше рассказывает об исторических фактах, которые привели к изобретению перископа, телескопа, микроскопа, калейдоскопа, камеры обскура и фотоаппарата, не сильно заглядывая в настоящее или будущее.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: школьникам 11 лет и старше (более младшим вряд ли будет интересно; разве только, если ваш ребенок без ума от науки и с удовольствием ставит разные опыты). Вполне возможно, взрослые тоже узнают из этой книги много нового.

Скорее всего, вы знаете, что люди начали погружаться в морские глубины более чем на две минуты задолго до экспериментов Жака-Ива Кусто. Однако Пелле Экерман наверняка удивит вас рассказом о том, что первый из достоверно известных опытов погружения был проведен в 1538 году двумя греческими акробатами, которые опустились на дно реки Тежу в Лиссабоне. Они использовали водолазный колокол, а для чистоты эксперимента взяли с собой зажженную свечу, чтобы никто не сомневался, что в колоколе их не затопила вода. Тем не менее, это был точно не первый подобный опыт.

Аристотель описал, как ныряльщики опускаются под воду при помощи перевернутого котла, заполненного воздухом. Он же упомянул и о том, что Александр Македонский смог погрузиться на дно Индийского океана, используя стеклянный водолазный колокол

Любовался ли Александр Македонский океанскими глубинами, доподлинно не известно, зато мы точно знаем, что водолазный костюм придумал Леонардо да Винчи в XV веке. Он состоял из кожи, укрепленной стальными кольцами. Воздух проходил через тростниковые трубки, которые крепились к лицевой маске и торчали из воды (рис. 1); был еще один вариант — с бутылками, наполненными воздухом. Этот жутковатый скафандр воссоздал Луиджи Турсини для Национального музея науки и техники Леонардо да Винчи в Милане.

Модель водолазного костюма, изготовленного по чертежам Леонардо да Винчи

Рисунок 1. Модель водолазного костюма, изготовленного по чертежам Леонардо да Винчи.

В книге есть еще один интересный эксперимент, о котором я, например, не знала — опыт французского физика Жана Фуко под куполом Пантеона, благодаря которому было доказано вращение Земли (рис. 2). Впрочем, описан он так себе, и если бы не картинки, понять его смысл ребенку было бы довольно сложно.

Фуко под куполом парижского Пантеона подвесил на 65-метровом тросе большой шар с приделанным к нему острием, рассыпал под ним песок и раскачал маятник. Поскольку маятник качался независимо от вращения Земли, за 24 часа острие оставило на песке следы в виде круга

Разворот книги

Рисунок 2. Разворот книги с экспериментом Жака Фуко, доказывающим вращение Земли, а также опыт, который можно поставить самостоятельно при помощи гвоздя, гайки, длинной нити, горсти соли, яблока, апельсина и трех длинных палочек.

фото автора рецензии

Вообще, к изложению (или к переводу) у меня есть вопросы: непонятно почему у русского издания не было научного редактора. Книга написана довольно давно, да и огрехи перевода никто не отменял. Если бы верстку перепроверили перед публикацией, можно было бы избежать таких обидных ошибок, как «чумной вирус» или утверждения, что скорость света является предельно возможной скоростью движения .

Например, солнечный «зайчик» может двигаться со скоростью, превышающей скорость света.

Также меня удивило отсутствие упоминания об Эдварде Дженнере в разделе про изобретение микроскопа. Хотя там стоит иллюстрация-карикатура на противников вакцинации (правда, вместо слова «вакцина» используется пугающее словосочетание «препарат, взятый от больных оспой коров») и есть целый абзац о вакцине против сибирской язвы, которую разработал Луи Пастер. То есть о вакцинах говорится, но само понятие вакцинации не введено.

К счастью, подобных ошибок в книге немного, однако они не дают возможности назвать ее энциклопедией по истории развития оптики и механики. А она вполне этого заслуживает! Ведь Пелле Экерман собрал не только познавательные статьи про различные механизмы, но и сделал библиографические справки об изобретателях (рис. 3).

Разворот книги

Рисунок 3. Разворот книги «Волшебные линзы и хитроумные ящички».

фото автора рецензии

Ньютону было 24 года, когда в Кембридже, где он жил и работал, разразилась чума. Ученый покинул университет и провел следующие несколько лет в своем родном Вулсторпе. Здесь Ньютон не только выдвинул свою самую знаменитую гипотезу, но и, произведя сложные математические расчеты, доказал ее. Он открыл, что Луна обращается вокруг Земли благодаря силе притяжения

Думаю, школьникам было бы значительно интереснее изучать физику, если б учителя взяли за основу эту книгу. Особенно опыты, которые там описаны! Ведь здорово же своими руками смастерить калейдоскоп (тем более, что это несложно) или «обхитрить» свет, заставив его «выливаться» вместе с водой из лейки (рис. 4).

Разворот книги

Рисунок 4. Разворот с описанием способа «обмануть» свет: «Возьми плотный прозрачный целлофановый пакет и обмотай им небольшой карманный фонарик так, чтобы внутрь пакета не попала вода. Затем вставь фонарик, обернутый пакетом, внутрь носика лейки, но так, чтобы вода могла течь. Когда стемнеет, наполни лейку водой, выйди на улицу, включи фонарик и попробуй полить из этой лейки цветы. Свет от фонарика изогнется вместе со струей воды и озарит то место, которое ты поливаешь».

фото автора рецензии

Не менее увлекательно следить за развитием научной мысли и узнавать новые факты):

  • кто опроверг идеи Аристотеля (Аристарх Самосский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Карл Линней) и почему они все равно «отвечали» за картину мира в течение многих столетий (все вопросы — к церковной доктрине);
  • кто такой Антони ван Левенгук («отец микроскопа») и в чем он дал фору Галилею;
  • кто первым разглядел клетки и дал им название (британский исследователь Роберт Гук);
  • для чего первоначально использовали увеличительное стекло (через него разглядывали блох — его так и называли — «блошиное стекло»);
  • и многое другое!

К сожалению, в школе этим вопросам не уделяют большого внимания (а о некоторых вообще не упоминают). Всем, кто хочет больше знать, приходится заниматься дополнительно. В нашем детстве в основном были скучные энциклопедии, набранные мельчайшим шрифтом (часто ли вы в них заглядывали?). Сейчас же на помощь приходят такие замечательные книги, как «Волшебные линзы и хитроумные ящички», которые и написаны увлекательно (что помогает запомнить многие факты), и пробуждают интерес к точным наукам. Кстати, не только у детей!

... оптические приборы могут пригодиться не только в научных целях: стоит вспомнить хотя бы о калейдоскопе, которым до сих пор с удовольствием играют и дети и взрослые. И пусть английский ученый сэр Фрэнсис Бэкон утверждал, что знание есть сила, знание — это еще и радость

Комментарии