https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

«Практическая молекулярная генетика для начинающих». 8–9 классы. Рецензия

«Практическая молекулярная генетика для начинающих». 8–9 классы. Рецензия

  • 1095
  • 0,5
  • 0
  • 2
Добавить в избранное print
Рецензии

Ю.С. Аульченко, Н.Р. Баттулин, П.М. Бородин. «Практическая и молекулярная генетика для начинающих». Под ред. П.М. Бородина и Е.Н. Ворониной. М.: «Просвещение», 2021. — 272 с.

Открыв главы, посвященные генетике в обычном школьном учебнике, школьник может впасть в уныние от того, как скучно они написаны и какое слабое отношение имеют к реальной жизни. Но учебник «Практическая и молекулярная генетика для начинающих» не такой! Он  написан группой ученых-исследователей для школьников, еще только начинающих изучать биологию. Учебник содержит небольшие теоретические главы, практические задания к ним и интересные игры. И несмотря на некоторые шероховатости, учебник как бы показывает школьникам «живую», динамичную и интересную науку, которой хочется заниматься. А за это ему многое можно простить!

Авторов у этого учебного пособия много, и все они — практикующие ученые, кандидаты и доктора наук, занимающиеся исследованиями в области генетики. Руководитель авторского коллектива — известный ученый-биолог, генетик, профессор, доктор биологических наук Павел Михайлович Бородин.

Это учебник, который рассказывает о генетике «с колес»: он написан не усталыми методистами, а увлеченными профессионалами, которые работают в науке прямо сейчас и с радостью делятся своими знаниями.

Но быть профессиональным ученым — это одно, а написать хороший учебник — совсем другое. В целом авторы справились с этой непростой задачей, но учебник, несмотря на свою глубину и обаяние, получился местами неровным и не очень аккуратно выстроенным, с неточностями и даже досадными фактическими ошибками. Мы кратко расскажем о достоинствах учебника. О недостатках мы поговорим ниже (в надежде на то, что они будут исправлены), а начнем с хорошего!

В учебнике есть прекрасные главы на темы, которые практически не освещены в обычных школьных учебниках. Например, понятно и корректно написано про секвенирование, популяционную генетику, эволюцию человека и применение генетики в лечении заболеваний. Есть и удачные практикумы. Например, практикум по выделению ДНК из банана или качественные реакции на белки. Правда, последнее обычно школьники встречают в 11 классе где-то в кабинете биохимии на региональном этапе Всероссийской олимпиады, а книга написана для учеников 8–9 класса, когда осознать химическую суть реакций школьнику вряд ли удастся (химия обычно в 8 классе только начинается). Но даже просто провести такую реакцию — дело очень увлекательное.

Хороши практикумы по использованию баз данных (рис. 1). Умение грамотно работать с информацией в современном мире очень важно, к тому же в данном случае это наглядно дополняет пройденный материал.

Задача о базах данных

Рисунок 1. Задача после главы 9 о работе с базами данных.

И все-таки практикумы явно рассчитаны не на начальный уровень изучения генетики и биологии вообще. Восьмиклассникам и девятиклассникам хорошо бы сначала разобраться в строении клетки, тех же законах Менделя и особенностях митоза и мейоза (а с последними темами в учебнике есть сложности, об этом ниже). Кроме того, многие интересные практикумы, описанные в книге, требуют специфического оборудования: амплификаторов, камер для электрофореза и др., которые просто невозможно найти в некоторых школах (зачастую в школах даже не всегда есть нормально работающие микроскопы, а если в таких-то школах находится крутое оборудование, то далеко не все учителя умеют им пользоваться).

Книга легко читается благодаря иллюстрациям, смешным примерам и сравнениям (рис. 2). Многие картинки отлично дополняют написанное в тексте.

Схема дигибридного скрещивания (рисунок 5-3)

Рисунок 2. Схема дигибридного скрещивания (рисунок 5-3).

Но есть и неудачные изображения. Например, на этом рисунке (рис. 3) непонятно, какие структуры есть в клетке и что имел в виду автор.

Загадка происхождения эукариот

Рисунок 3. Этот рисунок называется «Загадка происхождения эукариот». Видимо, иллюстратор хотел метафорически изобразить, чем отличаются про- и эукариоты, и как вторые получились из первых, но получилось не очень. Например, непонятно, где изображено ядро в эукариотической клетке. Еще неясно, что обозначают белые линии внутри «прокариот». Они похожи на нуклеоиды (потому что выглядят как запутанная длинная нить, которая сама себя перекрывает), но когда темно-красные прокариоты попадают внутрь эукариотической клетки, судя по всему — в роли митохондрий, белые линии в них уже смахивают на кристы.

А еще в учебнике не очень аккуратно выдерживается логика подачи материала. После первой главы с введением о том, что такое ДНК и что такое, с точки зрения ДНК, гены, идут главы про технологии секвенирования (секвенирование по Сэнгеру, NGS), ПЦР, методы генной инженерии и редактирование генома. Только к 13 главе у школьника наконец появляется возможность узнать, что гены ответственны за развитие признаков! А еще через 5 глав, то есть уже в 18 главе, читатель узнает о законах Менделя. Возможно, авторы преследовали разумную цель — выстроить логику генетики «от молекул до признаков», то есть рассказать сначала о молекулярных основах генетики, а затем о том, как именно мы можем увидеть воплощение этих законов. Но в результате первые 13 глав учебника получились непривязанными к жизни, и велик шанс, что школьники будут зазубривать абстрактные для них понятия, не понимая, какое отношение они имеют к реальности.

А кроме этого, в учебнике встречается несколько неточных формулировок и даже фактических ошибок. Мы публикуем те, которые заметили, чтобы авторы смогли исправить их при переиздании.

В главе 16 появляется фраза, которую можно понять так, будто у человека 22 хромосомы: «Каждая хромосома в нашем кариотипе, от 1ой до 22ой, не исключая половые хромосомы...».

В практикуме к этой же главе идет речь про мейоз, которым, внезапно, делятся пыльцевые зерна, и авторы призывают рассмотреть «пыльцевое зерно на разных стадиях мейоза». Напомним, что пыльцевые зерна — это мужской гаметофит семенных растений, а мейоз у всех высших растений (в том числе и семенных) идет на стадии образования спор, о чем, кстати забыли упомянуть авторы. Или просто забыли этот факт, поскольку в главе про половое и бесполое размножение (глава 17) написано:

Мало того, что половое размножение вдвое менее эффективно, чем бесполое, так оно еще и сопряжено со сложностями, возникающими во время мейоза: нарезанием ДНК на куски, сшиванием этих кусков, ощупыванием, слиянием и разделением хромосом. <...>
Большая часть биомассы на Земле производится бесполым путем, прекрасно обходясь без всяких этих хлопот. Так размножаются все прокариоты и множество простейших, грибов и растений.

Оставим за скобками вопрос о том, кто же и кого ощупывает во время мейоза и как это должны были себе представлять школьники, и поговорим про бесполое размножение. Дело в том, что при бесполом размножении (то есть спорами) у уже упомянутых растений происходит мейоз (прежде всего речь о высших растениях, хотя справедливо и для многих низших), то есть те самые «хлопоты» им не чужды. После подобной фразы у школьников могут возникнуть не вполне правильные представления о бесполом размножении.

В начале книги, в главе 4, мы нашли не очень правильное приравнивание терминов «микроорганизмы» к «прокариотам»: «Поэтому нас (все живые существа от амебы до человека) называют эукариотами, а микроорганизмы — прокариотами». Подобная ошибка может привести к неправильному запоминанию термина.

Кроме того, авторы, будучи профессиональными учеными, кажется, забыли, что даже такие слова как «митохондриальная ДНК» или «рибосома», не говоря уже про «16S-рибосомальную РНК» известны не каждому восьмикласснику, а между тем, они остались без разъяснения, и можно представить школьников, которые, потонув в незнакомых словах, ставят крест на всей генетике скопом. Кроме того, было бы полезно включить более точные определения более привычных терминов — например, таких как «мутация» в главе 3.

Таким образом, «Практическая молекулярная генетика для начинающих», написанная коллективом авторов-ученых, кратко освещает основные главы школьного учебника по биологии и рассказывает ребятам о новых технологиях и исследованиях в области генетики. Заинтересованный школьник сможет найти для себя в этой книге много нового и интересного, чего нельзя найти в других учебниках, а грамотный учитель — найдет хорошее дополнение к обычному школьному учебнику и почерпнет идеи для более интересного проведения уроков.

А вообще, хочется поблагодарить авторов за то, что, несмотря на все сложности, они решают наболевшие проблемы школьного биологического образования (о которых, кстати, говорилось в недавней статье для спецпроекта «Биолог на перепутье»). Надеемся, при переизданиях учебник сохранит свою свежесть и увлекательность, но избавится от недостатков.

Комментарии