Ричард Докинз: «Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста». Рецензия

Рецензии

Ричард Докинз. Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста (River Out of Eden: A Darwinian View of Life). Сorpus. Твердый переплет, 2020 г., 224 стр., 60⨉88/16

«Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста» — это наконец переведенная на русский книга известного британского ученого и писателя Ричарда Докинза, изданная в оригинале в далёком 1995 году. В ней автор развивает свою любимую тему: почему эволюция — единственно правильная «призма», под которой можно рассматривать окружающий мир.

Кому подойдет: любому, кто хочет начать знакомство с современным пониманием эволюции. (Disclaimer: и если вы вдруг религиозны, берите в руки любую книгу Докинза только в том случае, если не боитесь оскорбления религиозных чувств.)

Новопереведенная книга Ричарда Докинза «Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста» на самом деле вышла 25 лет назад, в 1995 году. Тем не менее, почитать ее всё равно интересно, потому что наше понимание того, как в общем «работает» эволюция, с тех пор не изменилось, а Докинз, признанный мастер метафор и научно-популярного слога, умеет рассказать об этом читателю даже с нулевым уровнем подготовки, обязательно ссылаясь на множество исследований. Эта коротенькая — всего на 200 с чем-то страниц — книга поможет вам познакомиться и с идеями самого автора (например, с концепцией «эгоистичного гена»), которые более подробно изложены в других его публикациях.

«Река, выходящая из Эдема» — это очень степенное, не обремененное подробностями и терминами и иногда самоповторяющееся повествование о том, что такое эволюция, какие факторы могут повлечь видообразование и почему аргументы креационизма не состоятельны. Возможно, ее можно даже назвать коротким введением к другим, более ранним и более научно нагруженным книгам автора: Эгоистичный ген (1976), Расширенный фенотип (1982), Слепой часовщик (1986).

Имя Ричарда Докинза уже неоднократно мелькало на Биомолекуле, но, поскольку самые известные его книги вышли несколько десятилетий назад, рецензий от нашего портала на них нет (да, пожалуй, они в этом и не нуждаются). Но мы публиковали рецензию на автобиографию этого известного британского ученого и писателя. Также на Биомолекуле вы можете найти отзывы на множество других книг по Эволюции: ищите соответствующие статьи в рубрикаторе с пометкой «Рецензия».

В тех моментах, где информацию можно проапдейтить или уточнить, читатель встретит сноски от редактора. Кстати, некоторые ситуации, которые нарисовала фантазия автора с целью пояснить самые основы биологии, воспринимаются до боли современно — надеемся, конспирологи не возьмут их на заметку в своих спорах о том, что небезызвестные вирусы были созданы во вражеских лабораториях.

Книга разбита на пять больших частей. В первой читатель знакомится с ключевым образом Докинза, давшим название всей книге, — реке ДНК, которая объединяет все живые организмы на нашей планете и ветвится на миллионы рукавов — отдельные виды.

Река, давшая название моей книге, — это река ДНК, и течет она не в пространстве, а во времени. Это река информации, а не костей и плоти; поток абстрактных инструкций о том, как строить организмы, а не материальных организмов как таковых. Информация проходит через тела живых существ и оказывает на них влияние, но нигде на своем пути не подвергается влиянию с их стороны. Причем эта река нечувствительна не только к любому опыту и любым достижениям тех организмов, через которые протекает.

Вторая глава «Вся Африка и потомки ее» повествует о том, почему история эволюции и ее открытий, на примере поиска митохондриальной Евы и изучения «молекулярных часов», даст фору религиозным опусам не только по интересности, но и по некой поэтичности.

...теория доктора Маргулис об истоках жизни, представляющая клетку как огороженный бактериальный сад, не только несравненно более вдохновляющая, волнующая и захватывающая, чем сказка про Эдем. У нее есть еще и то дополнительное достоинство, что она почти наверняка правдива.

Третья глава уже напрямую фокусируется на развеивании аргументов религиозного видения мира и объясняет, почему проявлений великого замысла нет в тех явлениях, в которых их хотят видеть некоторые креационисты, например, в естественной мимикрии или «идеальности» устройства глазного аппарата. Эта глава (как, впрочем, и следующая) изобилует «сценками» в духе Аттенборо: тут есть зарисовки из жизни и колюшек, и чаек, и индюшек, и ос, и других представителей животного мира. Главным же героем этой части стали пчелы — а точнее, их круговой танец, посредством которого пчела может сообщить другим соратникам по улью о местоположении цветущих растений. Кстати, Докинз вообще известен как крайне активный атеист, и, хотя по религиям он «проходится» почти в каждой своей публикации, он даже написал отдельную книгу «Бог как иллюзия».

В предпоследней части, носящей название «Божественная функция полезности», Докинз показывает, что часто к эволюции и к природе в целом люди подходят с заведомо ложной позиции, свойственной именно Homo sapiens: считают, что всё было сотворено с высшей целью и про любое явление можно спросить: «Зачем?». В конце главы автор убедительно показывает, что единственная призма, под которой можно рассматривать окружающий мир, — это выживаемость ДНК.

Судя по всем признакам, гепарды великолепно спроектированы ради какой-то цели, и обратное проектирование для выяснения их функции полезности будет не слишком трудным делом. По-видимому, они — хорошее орудие для убийства антилоп. Зубы, челюсти, глаза, нос, мышцы лап, позвоночник и мозг гепарда устроены именно так, как если бы целью Бога было максимизировать смертность среди антилоп. И наоборот, подвергнув обратному проектированию антилопу, мы обнаружим не менее впечатляющие признаки устройства, имеющего цель ровно противоположную: выживание антилоп и голод среди гепардов. Можно подумать, что гепарды и антилопы были созданы двумя соперничающими божествами. Или если предположить, что Создатель тигра и ягненка, гепарда и газели всё же один, то что за игру он ведет? Быть может, он садист, получающий удовольствие от созерцания кровавого спорта? Или он стремится сдерживать численность африканских млекопитающих? Или же затеял хитрую интригу, чтобы поднять до максимума телевизионный рейтинг Дэвида Аттенборо? Всё это вполне вразумительные функции полезности, которые могли бы оказаться реальностью. На самом же деле, разумеется, все они совершенно ошибочны.

Наконец, последняя глава «Репликативная бомба» посвящена миру химических репликаторов — то есть миру, в котором появились мы с вами. Читатель узнает и о зарождении уникального процесса самовоспроизводимости на нашей планете, и о том, чем репликаторы вроде ДНК похожи на «магические письма», и окончательно убедится, что «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции».

В мире слепых физических сил и генетических репликаторов одним людям будет больно, другим повезет, и во всем этом вы не найдете ни логики, ни смысла, ни какой-либо справедливости. Вселенная, которую мы видим, обладает в точности теми качествами, каких и стоит ждать в том случае, если в ее основе нет ни замысла, ни цели, ни добра и ни зла, а только слепое, безжалостное равнодушие.

Помимо богатейшего языка и крайне доступного стиля изложения, стоит отметить и то обилие примеров, которыми автор поясняет свои мысли. Кстати, рисунки (которых, к сожалению, в книге очень немного) созданы бывшей женой Ричарда Докинза, Лаллой Уорд.

Тем не менее, у книги есть и недостатки: она говорит о настолько базовых вещах, что если вы уже когда-то интересовались эволюцией, то, скорее всего, знаете все концепты «Реки» (хотя, безусловно, вам может быть интересно прочесть книгу из-за ее слога или примеров из жизни животных). На более глубоком уровне о них же можно прочесть и в других книгах как Докинза, так и у других авторов. Однако если вы новичок в этом деле или, например, сомневаетесь, действительно ли наш мир был сотворен за 6 дней, то «Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста» определенно для вас!