Сара Мэннинг Пескин: «В молекуле от безумия. Истории о том, как ломается мозг». Рецензия

Рецензии

Сара Мэннинг Пескин. «В молекуле от безумия. Истории о том, как ломается мозг». М.: «Альпина Паблишер», 2023. — 224 c.

Грустная, честная и правильная с точки зрения науки история о том, как разные молекулы могут разладить работу нашего мозга. На страницах этой книги вам встретятся самые загадочные, редкие и необычайно жестокие болезни, вызывающие патологии, от которых люди в прямом смысле теряют рассудок.

Кому подойдет: любителям нейробиологии и интересных клинических случаев.

Автор представляет нам историю, в которой главные герои скорее не пациенты, а молекулы, которые по тем или иным причинам привели к серьезным патологиям у человека. Интересен предложенный вариант «классификации» таких молекул:

• Мутанты — измененные последовательности ДНК. В привычном для нас обозначении это причина наследственных патологий. К ним относится, например, болезнь Хантингтона.
  • Бунтари — аномальные белки. Они могут вызывать такое заболевание, как болезнь Пика.
  • Захватчики — малые молекулы, которые препятствуют выполнению какой-либо функции нервной системы. Такие молекулы приходят извне, как, допустим, ртуть при отравлении.
  • Уклонисты — малые молекулы, которые должны выполнять какую-то функцию, но не делают этого. К таким «уклонистам» относятся витамины — в случае их дефицита.

В этой книге собраны истории пациентов, чью жизнь перевернули мутанты, бунтари, захватчики и уклонисты. В ней рассказывается о победах и поражениях исследователей и врачей, посвятивших свою карьеру раскрытию тайн тех молекул, которые взламывают наш мозг. Эти истории разрушения — неконтролируемых изменений личности, потери памяти, смерти и различных промежуточных состояний, — иллюстрирующих то, что известно любому неврологу и что героям этих историй пришлось понять на собственном опыте: каждого из нас отделяет от безумия всего одна молекула

Автору блестяще удалось справится с задачей объяснить сложные механизмы патологий нервной системы простым языком. Данная книга будет легко понятна и чрезвычайно интересна не только тем, чья жизнь связана с биологией, но и просто интересующимся наукой людям без узкоспециализированного образования. Повествование построено с большой степенью заботы о читателе, здесь некогда утомиться или заскучать, то и дело посреди, возможно, уже знакомых фактов встречается нечто новое и поразительное.

Автор, врач по образованию и ученый, в качестве иллюстраций к книге приводит реальные истории пациентов. Каждую из них сопровождает знакомство с новым героем, его личная история, предшествующая началу заболевания. Пескин словно делает все, чтобы читатель проникся историей пациента, а особенно тем, как изменилось его сознание, а главное — почему. Некоторые случаи способны выбить из колеи: автор умело напоминает нам о хрупкости нашего мозга, о его уязвимости и в тоже время — силе.

Отдельную роль Пескин отводит достижениям медицины, благодаря которым удавалось правильно диагностировать патологию, а порой и суметь справиться с ней. На контрасте с пробирающими до дрожи описаниями того, как человек переставал узнавать собственных детей, читатель наблюдает, как при помощи науки удается вернуть пациенту сознание. Это действительно впечатляет.

В среднем нервы растут со скоростью 1 мм в день, поэтому выздоровление Лизы растянулось на несколько лет. Прошло три месяца, прежде чем она смогла глотать достаточно хорошо, чтобы питаться самостоятельно, а не через трубочку. Спустя несколько месяцев она все еще проводила бóльшую часть дня в том же мягком кресле в гостиной, что и годом ранее, когда никто не знал, что ей не хватает одного из витаминов

В книге отсутствуют иллюстрации, однако само издание отличного качества. Небольшой объем книги заставляет ждать продолжения — быть может, о других патологиях. Книга обязательно понравится читателям, которые увлеченно читают, слушают, смотрят истории, где главным героем выступает врач или ученые, а пациент болен сложным, трудно диагностируемым заболеванием. Эта книга — увлекательное приключение на стыке молекулярной биологии и медицины, которое не может оставить равнодушным.