SciNat за июль 2017 #2: трёхмерные переходы хроматина, происхождение надпочечников, геном и болезни пшеницы

На обложке Nature на этой неделе изображены методы работы в рамках одной клетки в представлении художника. В номере несколько интересных статей про исследования происходящего в отдельных клетках. Одна из них посвящена трёхмерной реконструкции изменений, происходящих с хроматином по мере того, как одни фазы клеточного цикла сменяют другие.

На этой неделе в Science и Nature вновь много достойных статей о кристаллических структурах, а также о различных видах рака и способах их лечения. Кроме того, мы узнаем нечто новое о формировании головы у эмбрионов рыб и надпочечников у зародышей млекопитающих, а также о том, что сейчас умеют исследовать в рамках отдельно взятой клетки.

Nature #547 (7661) + онлайны: структура тау-пептида, трёхмерные переходы хроматина, «органы чувств» малярийного плазмодия

• Структурка. Получена криоэлектронная структура белка Hrd1 дрожжей Saccharomyces cerevisiae. Этот белок формирует канал, через который проходят молекулы других белков — как правило, неверно сложенные. — Cryo-EM structure of the protein-conducting ERAD channel Hrd1 in complex with Hrd3.
  • Структурка, неврология. Молекулы тау-пептида, если они неверно уложены, образуют скопления — бляшки — в нервных клетках. Это вызывает нейродегенеративные заболевания, в частности, болезнь Альцгеймера. Структуру «неверных» нитей тау-пептида рассмотрели подробнее с помощью криоэлектронной микроскопии. — Cryo-EM structures of tau filaments from Alzheimer’s disease, Neurodegeneration: Taming tangled tau.
  • Структурка, нейробиология. Получена криоэлектронная структура каннабиноидного рецептора CB1 в двух вариантах — с присоединёнными к нему тетрагидроканнабинолом и гексагидроканнабинолом. Считается, что знание этих структур поможет разрабатывать лекарственные средства, действующие на CB1 (и, возможно, лечить зависимость от каннабиса). — Crystal structures of agonist-bound human cannabinoid receptor CB1.
  • Рак, иммунология. Т-клетки могут разрушать опухоли, но их не всегда так уж просто активировать. Впрочем, сейчас активно разрабатываются вакцины, вызывающие сильный иммунный ответ на мутации клеток в составе опухолей. Пример такой вакцины для пациентов с меланомой описан в статьях в новом Nature. — An immunogenic personal neoantigen vaccine for patients with melanoma, Personalized RNA mutanome vaccines mobilize poly-specific therapeutic immunity against cancer, Cancer: Precision T-cell therapy targets tumours.
  • Рак, молекулярка. Глиобластома — один из самых сложных в лечении видов рака. Ведутся работы по поиску ассоциированных с выживанием глиобластомных опухолей генов. По счастью, выяснилось, что работы in vitro и in vivo выявляют одни и те же гены, связанные с глиобластомой. Это значит, что результаты исследований первого типа можно без опаски переносить в другие условия. — Transcription elongation factors represent in vivo cancer dependencies in glioblastoma, Cancer: Keeping it real to kill glioblastoma.
  • Рак, физиология. Устойчивость раковых клеток к химиотерапии зависит от того, как в них идут биохимические реакции, связанные с пероксидазой глутатиона GPX4. Этот фермент расщепляет липидные пероксиды и содержит селеноцистеин — модифицированную аминокислоту цистеин, у которой место атома серы занимает селен. — Dependency of a therapy-resistant state of cancer cells on a lipid peroxidase pathway.
  • Зоология, биология развития. У зародышей современных рыб, не относящихся к костистым (например, у осетровых и многопёровых), предротовые дивертикулы (pre-oral gut diverticula, POGD) между передним мозгом и верхней стенкой формирующейся ротовой полости образуются очень рано. По всей видимости, они играют роль в возникновении ряда структур лицевой части головы, о чём ранее не было известно. — Pre-oral gut contributes to facial structures in non-teleost fishes.
  • Клеточная биология. Трёхмерное картирование хроматина в пределах одной клетки на различных стадиях клеточного цикла позволило фактически воочию проследить за переходом ДНК и сопутствующих молекул из одной стадии конденсации в другую. — Cell-cycle dynamics of chromosomal organization at single-cell resolution, Cell cycle: Continuous chromatin changes. См. также: Половая жизнь хроматина.
  • Протистология. У возбудителя малярии, малярийного плазмодия, будто бы нет механизмов, позволяющих ему определять концентрации питательных веществ в организме хозяина. Раз так, было не вполне понятно, как он соотносит свою деятельность с физиологией клетки, в которой живёт. И вот аналог таких механизмов найден: это KIN, белковая система, гомологичная SNF1/AMPKα дрожжей и других эукариот. — Nutrient sensing modulates malaria parasite virulence.

Science #357 (6346) + онлайны: происхождение надпочечников, геном и болезни пшеницы, модели образования метастазов

• Биология развития. Ткани надпочечников формируются из множества клеток разных типов. Исследование транскриптомов отдельных клеток показало, что одними из предков компонентов надпочечников являются предшественники шванновских клеток. Из задних корешков спинного мозга они спускаются по нервам в место формирования надпочечников и там образуют хромаффинные клетки, впоследствии образующие ряд гормонов. — Multipotent peripheral glial cells generate neuroendocrine cells of the adrenal medulla.
  • Когнитивные науки, образование. На примере индийских детей показали, что для повышения их математической успеваемости нужно играть с ними в математические игры, а не в социальные. А впрочем, игры улучшают не все аспекты познаний в математике. — Cognitive science in the field: A preschool intervention durably enhances intuitive but not formal mathematics.
  • Рак. Из первичных опухолей раковые клетки могут мигрировать в лимфатические узлы, а оттуда по соответствующим сосудам — в другие органы. Откуда происходят новые, «вторичные», опухоли, не всегда понятно. Новое исследование выявило, что модели распространения раковых клеток предсказывают их поведение только в трети случаев. — Origins of lymphatic and distant metastases in human colorectal cancer.
  • Генетика. На этой неделе в Science две статьи, посвящ ённые геному пшеницы. В одной рассказывается, как он менялся по мере одомашнивания, а в другой говорится, как паразитирующий на пшенице грибок, вызывающий пикуляриоз, утратил один из своих белков, чтобы обойти защиту растения-хозяина. — Wild emmer genome architecture and diversity elucidate wheat evolution and domestication, Evolution of the wheat blast fungus through functional losses in a host specificity determinant, «Элементы»: Генетики выяснили происхождение новой болезни пшеницы.