SciNat за октябрь 2015 #3: свиньи как потенциальные доноры органов, эпигенетика ориентации и нейроны, помогающие червям интересо

На обложке нового номера Nature можно увидеть много мозгов — потому, что в нем опубликовано много результатов интересных нейробиологических исследований, а также большой обзор современных методов нейробиологии, которые позволяют ученым приблизиться к пониманию того, что такое разум.
Новый номер Nature богат статьями по нейробиологии: в нем можно узнать об открытии нейронов нематод, помогающих им интересоваться сексом больше, чем едой, о механизмах быстрых движений глаз — саккад — и о ранее неизвестном пути метаболизма белка-предшественника амилоидов. Есть и интересные статьи по палеонтологии — о первом человеке на территории современного Китая и о замечательно сохранившемся древнем млекопитающем с удивительно современными кожей и шерстью. В свежем Science пишут о тяжелых боях с инфекцией, которые надолго ослабляют иммунную систему, об эпигенетике сексуальной ориентации и о том, как сделать органы свиньи безопасными для пересадки людям.

Nature #526(7573) + онлайны: становление млекопитающих, первый человек на территории современного Китая, нейроны, которые помогают червям интересоваться сексом

• Нейробиология. В 2012 году биологи радовались, что смогли с точностью до каждой связи узнать строение нервной системы круглого червя C. elegans. Но оказалось, что установить структуру нервной системы даже такого простого существа не так-то просто — в мозгах подлых тварей тут недавно обнаружилась еще пара нейронов — № 384 и № 385. Опять схемы переделывать! Слабым утешением исследователям служит то, что новообнаруженные нейроны оказались интересными — они заставляют червя приоритизировать поиск полового партнера по сравнению с поиском еды. Проще говоря, сексом интересоваться. — The worm returns, Glia-derived neurons are required for sex-specific learning in C. elegans.
  • Биоинженерия. Пытаясь предсказать, где в мире впервые появится CRISPR-модифицированный ребенок, редакторы Nature построили интересную карту. На ней разными цветами отмечено, что говорят законы соответсвующей страны о генетических модификациях человеческих эмбрионов. — Where in the world could the first CRISPR baby be born.
  • Нейробиология. Мы ощупываем взглядом картинку с помощью очень быстрых движений глаз — саккад. Оказалось, что такие движения возникают благодаря работе двух популяций клеток мозжечка с противоположными активностями. — Neuroscience: Decrypting a brain enigma, Encoding of action by the Purkinje cells of the cerebellum.
  • Нейробиология. Глубокая электрическая стимуляция мозга, как выяснилось, помогает сгладить некоторые симптомы синдрома Ретта — заболевания, приводящего к умственной отсталости. Причиной синдорма Ретта служит поломка гена одного из эпигенетических регуляторов, и пока не очень понятно, почему от этой болезни помогает электрическая стимуляция мозга. — Cognitive disorders: Deep brain stimulation for Rett syndrome, Forniceal deep brain stimulation rescues hippocampal memory in Rett syndrome mice.
  • Нейробиология. Обзор методов, применяющихся для исследования мозга человека, с упором на техники, помогающие изучать нейробиологические основы разума. — Progress and challenges in probing the human brain.
  • Палеонтология. Замечательно сохранившиеся останки млекопитающего, жившего 125 миллионов лет назад, указывают, что еще тогда, во времена расцвета динозавров, у млекопитающих сформировались такие фирменные особенности, как диафрагма, ушные раковины, шерсть и волосы, которые могли образовывать гриву. — A Cretaceous eutriconodont and integument evolution in early mammals.
  • Нейробиология. Казалось бы, все, что может происходить с белком-предшетсвенником амилоидов (APP), образующих бляшки при болезни Альцгеймера, уже в подробностях известно. И все-таки, что-то не сходилось, и смоделировать метаболизм APP в живом организме с помощью полученных данных не получалось. И вот теперь обнаружился еще один процесс, который может происходить с белком APP. Интересно, что образующиеся в результате этого процесса фрагменты APP могут ингибировать работу гиппокампа. — η-Secretase processing of APP inhibits neuronal activity in the hippocampus. См. также: Возможно, β-амилоид болезни Альцгеймера — часть врождённого иммунитета, Альцгеймеровский нейротоксин: ядовиты не только фибриллы.
  • Молекулярка. Метилирование шестого атома аденозина (m6A) — самая популярная модификация матричных РНК. Почему-то меньше всего таких модификаций встречается на 5’-конце молекул. Ученые выяснили, что некоторые из аденозинов 5’-конца матричной РНК все-таки могут активно модифицироваться, но не просто так, а в ответ на тепловой шок. Оказалось, что эта модификация так редка, потому что позволяет начать трансляцию необычным способом — без участия кэп-структуры на конце матричной РНК. — Dynamic m6A mRNA methylation directs translational control of heat shock response.
  • Структурка. Структурка ацетил-КоА карбоксилазы — важного фермента метаболизма жирных кислот, который интересен разработчикам лекарств от диабета и рака. — Crystal structure of the 500-kDa yeast acetyl-CoA carboxylase holoenzyme dimer.
  • Структурка. Первая криомикроскопическая структурка рецептора инозитолтрифосфата — кальциевого канала, работа которого важна для самых разных процессов — секреции, клеточных делений, а также сокращений мышечных клеток. — Gating machinery of InsP3R channels revealed by electron cryomicroscopy.
  • Рак. Клетки сОлидных раков — то есть, образующие опухоли с определенной локализацией (в отличие от лейкемий), — часто отправляются путешествовать по кровотоку, но по каким-то причинам очень неэффективно образуют метастазы. В случае меланомы оказалось, что метастазы могут образовывать лишь те из ее клеток, что выработали механизмы противостояния окислительному стрессу, с которым они сталкиваются в кровотоке. — Oxidative stress inhibits distant metastasis by human melanoma cells. См. также: Опухолевые разговоры, или Роль микроокружения в развитии рака.
  • Молекулярка. Развитие технологий исследования единичных клеток позволило ученым узнать, что многие транскрипционные факторы работают пульсами — то есть, у них чередуются периоды, когда они работают очень активно, и когда их активность вообще никак не проявляется. Эти ритмы жизни разных факторов можно по-разному комбинировать, что дает разную динамику активностей регулируемых факторами генов. — Gene regulation: Expression feels two pulses, Combinatorial gene regulation by modulation of relative pulse timing.
  • Антропология. В южном Китае нашли зубы человека, возраст которых — не менее 80000 лет. Это означает, что человек добрался до Китая значительно раньше, чем было принято считать (возраст ранее известных остатков древних людей на территории современного Китая — лишь 45000 лет). — Palaeoanthropology: Homo sapiens in China 80,000 years ago, The earliest unequivocally modern humans in southern China.
  • Генетика, рак. Ученые выявили 44 гена, которые повторно мутировали при рецидиве у больных хронической лимфоцитарной лейкемией. В числе этих генов оказались те, для которых раньше не было известно связи с развитием онкологии. — Mutations driving CLL and their evolution in progression and relapse.
  • Экология. Сообщества растений с большим разннобразием видов более устойчивы к изменениям климата — засухам и потопам разных длительностей и интенсивностей. — Biodiversity increases the resistance of ecosystem productivity to climate extremes.
  • Рак. Повышенная наработка киназы BRAF приводит к усиленной активации пути MAPK этим ферментом, что, в свою очередь, способствует развитию злокачественности. Соответственно, ингибиторы BRAF неплохо помогали предотвратить развитие меланомы. Но некоторые из таких ингибиторов, парадоксальным образом, способствовали развитию других видов рака, у которых появились мутации, позволяющие использовать ингибиторы, чтобы, наоборот, усилить активность пути MAPK. Но теперь ученые разработали новый класс ингибиторов BRAF, с которыми такой трюк не пройдет. — RAF inhibitors that evade paradoxical MAPK pathway activation.
  • Рак. Анализ геномов 56 нейробластом показал, что у самых опасных из опухолей происходят хромосомные перестройки, приводящие к повышенной активности гена каталитической субъединицы теломеразы. — Telomerase activation by genomic rearrangements in high-risk neuroblastoma.

Science #350(6257) + онлайны: старые шрамы иммунной системы, эпигенетика сексуальной ориентации и донорские органы из органов свиней

• Наука и общество. 19 октября в Канаде пройдут выборы пармалента и нового премьер-министра. В предвыборной гонке шансы консерваторов, демократов и либералов оценивают как близкие. Редакторы Science надеются, что в этих обстоятельствах консерваторам припомнят урезание бюджета на науку, а также смену администрации институтов, в результате которой у руля оказались люди, которые не имеют представления о научной работе. — A chance to get science right, In Canada, science campaigns for attention from voters.
  • Генетика. Краткая история исследования наследуемости сексуальной ориентации. Сначала ученые искали гены, которые могли бы ее объяснить, но таких генов не находилось. Зато при сравнении эпигенетических меток ДНК у пар близнецов с одинаковыми или разными ориентациями обнаружилось несколько регионов, метилирование которых позволяет предсказать ориентацию с хорошей точностью. — Can epigenetics explain homosexuality puzzle?
  • Медицина. После некоторых болезней в иммунной системе могут оставаться «шрамы», из-за которых она долгое время работает хуже. Авторы недавно опубликованной работы пишут, что из-за таких «шрамов» возникают многие хронические инфекции. — From transient infection to chronic disease. См. также: Следствие ведет ВироСкан. Новый подход выявляет большинство вирусов, с которыми сталкивался человек.
  • Биоинженерия. Чтобы сделать органы свиней более пригодными для трансплантации человеку, их почистили от эндогенных ретровирусов, встроенных в геном, с помощью системы CRISPR. Теперь есть шанс, что свиньи тоже смогут стать донорами органов для пересадок, которых всегда не хватает. — Genome-wide inactivation of porcine endogenous retroviruses (PERVs).