Стефано Манкузо, Виола Алессандра: «О чем думают растения. Тайная жизнь, скрытая от посторонних глаз». Рецензия

Стефано Манкузо, Виола Алессандра. «О чем думают растения. Тайная жизнь, скрытая от посторонних глаз». М.: «Бомбора», 2019. — 208 c.

Задумывались ли вы хоть раз о растениях как о доминирующих представителях нашей планеты? А если так, то заходили ли в своих размышлениях дальше — как растения обеспечивают свое выживание на протяжении тысячелетий? Стефано Манкузо и Виола Алессандра предлагают следующее объяснение — растения обладают интеллектом.

достоверно, но провокационно

Кому подойдет: широкой публике.

«Есть ли у растений разум? Умеют ли они решать проблемы и общаться с окружающим — другими растениями, насекомыми и высшими животными? Или это пассивные и бесчувственные организмы безо всяких признаков индивидуального или социального поведения?».

Этим вопросам, вынесенным во введение, посвящена книга «О чем думают растения» Стефано Манкузо, ботаника Флорентийского университета, и Виолы Алессандры, научной журналистки. Среди множества регалий Стефано Манкузо особенно примечательна следующая: Стефано Манкузо — один из основателей Общества по контролю за поведением растений и Международной лаборатории нейробиологии растений.

В своей книге «О чем думают растения» авторы начинают издалека, обращаясь к Аристотелю и Демокриту, Священному Писанию и Корану, Линнею и Дарвину (как к отцу, так и к сыну) с вопросом — как классифицировались растения?

Далее обсуждение переходит к стратегии выживания растений — что им дает их «пассивность», способность двигаться, но ограниченно? Во второй главе авторы настаивают на наличии у растений подобия «сенсорных систем», таких как зрение, обоняние, вкусовые ощущения и т.д. Например, растения, конкурирующие друг с другом за свет, в процессе выхода из тени стараются «перегнать» соперника, то есть вырасти побыстрее, вложив в этот процесс ресурсы, что не со стопроцентной вероятностью приведет к успеху. Авторы интерпретируют это следующим образом:

... поведение растений показывает, что они могут планировать расход ресурсов в расчете на результаты в будущем. Короче говоря, это типичное поведение разумного существа

Далее последуют увлекательные главы про чувствительность и способы коммуникации растений. Но самая интригующая — это, конечно, последняя глава, в которой рассматривается вопрос об интеллекте растений.

... теперь давайте спросим самих себя: у растений нет мозга, но означает ли это, что они не способны думать?

Если вас заинтриговал такой вопрос, прочитать эту главу вам просто необходимо! Это будет интересным взглядом на интеллект в целом. Авторы же апеллируют к исследованиям Дарвина и приводят цитату из его работы:

Мы верим в то, что у растений нет более удивительной структуры, отвечающей за их функцию, чем верхушка корня. Если верхушку корня слегка сдавить, обжечь или отрезать, она передает сигнал в соседние, расположенные выше части, заставляя их уйти из этого места... Если верхушка корня ощущает, что воздух с одной стороны более влажный, чем с другой стороны, она таким же образом передает сообщение, и расположенные выше части корня изгибаются в сторону источника влаги. Когда верхушку корня возбуждают светом [...], расположенная выше часть корня удаляется от источника света; но при возбуждении силой гравитации та же часть направляется в сторону центра гравитации

В этой же главе исследователи подробно разбирают, что может делать кончик корня, какими бывают корневые системы, как корни связаны между собой для передачи информации и т.д.

В целом, книга написана в провокационном стиле, ведь вопрос про интеллект растений или про их сон — далеко не тривиальный, здесь есть куда развернуться. Авторы не подтасовывают факты, они лишь предлагают новую интерпретацию тому, что такое растение и что такое интеллект вообще. Собственные исследования Стефано Манкузо также связаны с кончиком растения — таким маленьким, но настолько интересным, что ему посвящали книги не только современные авторы, но и такие известные исследователи, как Чарльз и Френсис Дарвины.