Венди Уильямс: «Язык бабочек. Как воры, коллекционеры и ученые раскрыли секреты самых красивых насекомых в мире». Рецензия

Венди Уильямс. «Язык бабочек. Как воры, коллекционеры и ученые раскрыли секреты самых красивых насекомых в мире». М.: «Альпина нон-фикшн», 2023. — 308 с.

Люди восхищаются красотой бабочек, однако за кажущейся простотой скрывается очень сложная система. Она позволяет бабочкам выживать в неожиданных условиях. Например, бабочки-монархи каждый год мигрируют на тысячи миль от Канады до Мексики. Другие виды бабочек научились обманывать муравьев, заставляя их о себе заботиться. Чешуйки бабочек подсказывают ученым идеи медицинских технологий, которым суждено спасать жизни.

Кому подойдет: всем, желающим прикоснуться к миру бабочек и познакомиться с историей лепидоптерологии (раздел энтомологии, изучающий чешуекрылых).

На своем сайте В. Уильямс пишет: «в 16 лет я заработала свои первые $50 и поняла, что на своих мыслях можно зарабатывать, поэтому стала записывать абсолютно всё». Вероятно, в этом кроется необычный стиль подачи информации в книге — приблизительно 20% занимает повествование и 80% — диалог, который автор вела со специалистами, посвятившими жизнь изучению бабочек. Несмотря на это, книга читается легко, но не покидает чувство, что где-то читателя обманули. Причина проста — содержание текста на 30% состоит из описания жизни бабочек, их уникальных приспособлений, структуры хоботка и многих других вещей, которые заявлены в аннотации к книге. Еще 30% отведено на описание природы США и Мексики, природных катаклизмов и пожаров в Калифорнии и климатических особенностей штата Вашингтон. Оставшиеся 40% занимает восхищение бабочками, которые В. Вильямс, выплеснула на страницы книги. Поэтому, если читатель хочет в действительности узнать про тайную жизнь бабочек и их строение, эта книга ему не подходит.

Не менее интересно отметить, что книга посвящена в большей степени бабочкам-монархам (Danaus plexippus). Однако ни в русскоязычном, ни в оригинальном издании на обложке на замечена главная героиня книги. В оригинале на обложке красуется скопление Morpho didius, хотя именно бабочки-монархи мигрируют на зимовку в горы Мексики, во время которой, чтобы сохранить как можно больше тепла, монархи устраиваются друг на друге - и даже ломают своим весом ветви деревьев! Чтобы было понятно, о ком пойдет речь, стоит посмотреть на красавицу!

Бабочка-монарх с полипропиленовым ярлычком

Рисунок 1А. Бабочка-монарх с полипропиленовым ярлычком. К сожалению, в книге отсутствуют иллюстрации и фотографии, что не позволяет восхититься красотой этих уникальных созданий.

ISU

Скопление бабочек-монархов в процессе перелета и зимовки

Рисунок 1Б. Скопление бабочек-монархов в процессе перелета и зимовки. К сожалению, в книге отсутствуют иллюстрации и фотографии, что не позволяет восхититься красотой этих уникальных созданий.

Сама книга разбита на три части: «прошлое», «настоящее» и «будущее». В первой части автор рассказывает об исследователях и коллекционерах бабочек, которые внесли наибольший вклад в их изучение (Мария Мериан, Чарльз Дарвин, Владимир Набоков, Мириам Ротшильд).

Вторая часть — «настоящее». В ней автор периодически вспоминает, что книга посвящена бабочкам, поверхностно описывается строение и принципы работы хоботка, чешуек крыльев и усиков. Более подробно описана стадия гусеницы бабочки-монарха, а также, описывается жизнь гусеницы Голубянки арион (Phengaris (Maculinea) arion), которая тесно связана с муравьями. Много времени уделено программе отслеживания миграции бабочек-монархов и совсем немного – бабочке Набокова (Eupithecia nabokovi) и Голубой Морфе (Morpho peleides Kollar).

Третья часть, «будущее», посвящена проблемам стремительного снижения бабочек на континенте. Главы тематически не связаны между собой и представляют описание того или иного путешествия В. Уильямс в лаборатории лепидоптерологов. Отсутствие в книге иллюстраций значительно затрудняет восприятие.

Книга подойдет людям, которые хотят познакомиться с миром бабочек и тем, кто никогда не держал бабочку в собственных руках. Также книга подойдет тем, кто хочет расширить свой кругозор, и школьникам. Однако многого о жизни бабочек из книги не узнать.