Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев: «Тело человека». Рецензия
21 сентября 2022
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев: «Тело человека». Рецензия
- 287
- 0
- 2
-
Автор
-
Редакторы
Человек обошел весь земной шар, познавая окружающий мир, однако загадка природы кроется и в нем самом. Книга «Тело человека» предлагает погрузиться в тайны строения нашего организма, и уже с первых страниц читателя захватывает долгое, веселое и удивительное путешествие внутрь нашего тела!
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: детям начальной и средней школы
В этой книге охвачены практически все разделы анатомии человека. Здесь освещены опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, эндокринная, пищеварительная, выделительная и иммунная системы. Повествование начинается с общего внешнего строения человека, продолжаясь «погружением» внутрь и рассказом о том, что держит и двигает наше тело, об опорно-двигательной системе. Давая общее представление о скелете, авторы переходят к более детальному рассмотрению осевого скелета, черепа и скелета конечностей.
После они ведут рассказ о «вместилище души», где, несмотря на ненаучное название, очень научно, подробно и понятно ведется рассказ о работе сердца и кровеносной системы. Отличным дополнением к подобному рассказу служат забавные истории, к примеру, о форме сердца (рис. 1).
После рассказа о кровеносной системе следует дыхательная, что вполне логично, ведь эти системы органов очень тесно связаны. Эта связь отлично прослеживается из повествования авторов.
Затем В.А. Дубынин и И.Ю. Сергеев ведут рассказ об органе, связывающем нас с внешней средой, — о коже. Здесь юный читатель узнает, откуда берется загар, почему волосы седеют и многое-многое другое.
Рассказав уже о многих системах органов, авторы пишут, что «неизбежно возникает вопрос: как такая сложная система регулируется?». Так начинается рассказ об эндокринной системе. Помимо того, что авторы подробно, понятно и интересно рассказывают о гуморальной регуляции у человека, здесь можно найти факты, также касающиеся других организмов, например земноводных.
У земноводных тироксин участвует не только в энергетическом обмене, но и в процессах превращения личиночных форм (головастиков) во взрослых животных. Если у головастика заблокировать выработку тироксина или лишить его йода, он не превратиться в лягушонка, а продолжит расти, как головастик, достигнув очень крупных размеров
Рассказав о сложностях регуляции нашего организма, экскурсия переходит к разнообразию «местных жителей», «аборигенов» нашего организма, к разнообразию клеток. Помимо того, что авторы подробно рассказывают о клетках крови, они местами переходят и на молекулярный уровень организации жизни, например, рассказывая о структуре гемоглобина. Далее, после знакомства с клетками крови, весьма логично идет рассказ о лимфатической системе и ее роли в организме. После, возможно, логично было бы рассказать об иммунной системе, но авторы решили оставить эту сложную и таинственную тему на самый конец, что тоже, впрочем, не лишено логики, а перед этим рассказать о пищеварительной и выделительной системе. По мнению автора рецензии, дать эти две системы последовательно было очень неплохой идеей для того, чтобы у юного читателя сложилось представление о том, что эти системы весьма отличаются.
Конечно, можно найти довольно много детских книг по анатомии человека, однако эту книгу отличает научный подход к повествованию и акцентирование внимания на принципиально важных, и в то же время интересных, вещах. К примеру, это повествование о гипоталамо-гипофизарной системе (рис. 2):
В ряду „гипоталамус — передний гипофиз — периферическая эндокринная железа“ количество выбрасываемых гормонов нарастает, а их эффекты затрагивают все большее число клеток, достигая максимума на уровне конкретных органов и тканей. Описанную систему можно сравнить с военной иерархией: командир дивизии — командир полка — командир взвода — рядовой боец
Вряд ли какая-либо другая детская книга могла бы рассказать так же грамотно и понятно об этом.
Еще один пример — упоминание тканевых гормонов. Удивительно, но обычно о гастрине, секретине, холицистокинине не упоминается даже в школьных учебниках, однако здесь они есть и описаны очень понятно и логично.
Стоит отдельно отметить, что при всей научности книги, в ней нет переизбытка информации для ребенка. Сюжет, а точнее, погружение в анатомию, развивается плавно, от большего к меньшему: от общего вида скелета к отдельным его частям, от общего строения ЖКТ к отдельным органам пищеварительной системы.
Кроме самого повествования и подачи материала, текст в достаточной мере снабжен терминами. По большей части они объяснены и могут дать возможность ребенку с ранних лет познакомиться с ними, понять и не бояться их в будущем. О каких-то моментах, правда, подробностей в книге нет, например, авторы уточняют, какие конкретно ткани входят в состав органов, но про сами ткани не очень понятно, что это. То есть, условно говоря, есть термин «волокнистые соединительные ткани», а что такое «соединительные ткани» и какие из них называются «волокнистыми», не сказано.
В то же время, по мнению автора рецензии, отсутствие подробного пояснения, что такое, например, волокнистая соединительная ткань или гладкая мышечная, не мешает общему пониманию строения того или иного органа. Скорее наоборот, подобное повествование знакомит со структурами, давая сразу же представление о его функциональной роли и местоположении и оставляя загадкой то, чем же, например, те или иные ткани могут отличаться друг от друга. Вполне возможно, ребенок захочет самостоятельно найти ответ на подобные таинственные вопросы.
Впрочем, подробностей клеточного состава и роли тех или иных тканей и клеток в тех местах, где это принципиально важно, в достатке. Например, в рассказе о поверхности носовой полости достаточно подробно показано строение мерцательного эпителия, а также рассказывается о клетках, борющихся с микробами, — тканевых макрофагах (рис. 3).
Несмотря на обилие научной и фактической информации, подкрепленной достаточно подробным строением и терминологической базой, читается книга достаточно легко. Абзацы небольшие, что важно для прочтения книги ребенком, есть текстовые выделения, позволяющие сделать акценты на определенных вещах и рассказать интересные факты (рис. 4).
Кроме того, для лучшего понимания авторы порой предлагают юным читателям провести эксперименты самим (рис. 5). Это позволяет не только лучше понять материал, изложенный в книге, но и запомнить его.
«Тело человека» можно смело назвать не просто книгой, а атласом или картой человеческого организма! Здесь отсутствует излишняя детальность и сложность, а все нарисовано достаточно просто, понятно и даже весело (рис. 6)!
Эта книга отлично подойдет любому ребенку, интересующемуся окружающим миром и своим организмом. Более того, вероятно, она может заинтересовать и взрослых, не специализирующихся в биологии или медицине и открывающих что-то новое для себя вместе с детьми!