Азра Раза: «Первая клетка. И чего стоит борьба с раком до последнего». Рецензия

Рецензии

Раза Азра. «Первая клетка. И чего стоит борьба с раком до последнего». М.: Corpus, серия Corpus scientificum, 2022. — 400 с.

Книга Азры Раза посвящена борьбе с раком — одним из самых коварных биологических явлений. Насколько успешна эта борьба? Сможем ли мы когда-нибудь выиграть в ней, и как это сделать? Книга поднимает все эти вопросы. В отличие от многих книг на эту тему, рак в ней представлен не просто как биологический феномен, а сложный и непрерывно развивающийся процесс, в который физически и психологически вовлечен не только пациент, но и его семья и лечащий персонал. У этого процесса есть начало — первая клетка, которая его и запускает. И именно с ней, первой клеткой, которая меняет все, и предлагает бороться доктор Раза.

Кому подойдет: пациентам и их семьям, будущим врачам и тем, кто планирует связать свою карьеру с изучением онкологических заболеваний.

Доктор Раза начала изучение миелодиспластического синдрома в 1982 году, а с 1984 ведет банк данных костного мозга пациентов с этим заболеванием. Она занимается как и фундаментальной, так и клинической работой. Среди ее открытий — то, как и где делятся клетки-предшественники при остром миелоидном лейкозе и миелодиспластическом синдроме.

Доктор Раза публиковала свои работы в ведущих высокорейтинговых научных журналах: Nature, The New England Journal of Medicine, Molecular Cell, Blood и других. Получила многочисленные награды. А еще у нее есть персональный сайт.

«Первая клетка» — не единственная книга автора. В 2009 году она вместе с профессором Йельского университета Сарой Сулери Гудьир написала книгу Epistemologies of Elegance. В ней переведены с языка урду и проанализированы произведения поэта Мирзы Асадулла-хан Галиба.

Название каждой из семи глав книги — Омар, Пер, Леди Н, Китти С, Джей-Си, Андрей, Харви — имя человека, в жизнь которого ворвалось онкологическое заболевание. Пролог же начинается с предложения:

Ранней весной 1998 года у моего мужа Харви Прейслера диагностировали рак

Хотя канва каждой главы посвящена истории отдельного пациента, в нем всегда присутствует и его семья, и сама Азра — как член семьи, друг, врач, а иногда и все вместе в одном лице. Однако в прологе встречается самая яркая мысль этой книги:

Четыре десятилетия я слышу одни и те же радужные прогнозы о появлении вот прямо завтра какого-то чудодейственного лекарства, которое удалось создать благодаря новым представлениям об онкогенах, о генах-онкосупрессорах, о человеческом геноме и транскриптоме, об иммунной системе или о нарушениях кровоснабжения опухоли. Почти все это у постели больного сдувается, как воздушный шарик. Зияющая пропасть между знаниями о биологии рака и способностью обратить эти знания на пользу пациентам поистине обескураживает

Автор имеет полное право разочаровываться современной системой лечения онкологических заболеваний. Она почти 40 лет работает в этой области и уверена, что многие из методов лечения рака устарели, а слава препаратов, которые позволяют улучшить жизнь пациентов, — раздута до невозможности. Автор критикует сложившуюся ситуацию, в том числе и сложившиеся методы изучения рака, в том числе и с использованием животных моделей. В то же время она предлагает альтернативу — использовать не только экспериментальный и клинический опыт, но и банки данных. В частности, созданный ею банк костного мозга пациентов с миелодиспластическим синдромом — заболеванием, которое присутствует в хронической форме, а в какой-то момент переходит в острый миелоидный лейкоз. Такой подход помог Азре Реза найти причину того, почему у пациентов с миелодиспластическим синдромомо так мало клеток крови, несмотря на то, что костный мозг полон клеток, и как это может помочь некоторым пациентам. Автор права — благодаря «-омикам» мы можем изучать динамику заболеваний не только у пациента с онкологическим заболеванием, который наблюдается сейчас, но и исторические образцы. И это огромный источник информации, который в действительности игнорируется. Но к сожалению, во многих странах, недоступны не только «-омики», но и современные методы лечения онкологических заболеваний. Поэтому автор считает, что нужно развивать раннюю диагностику — «самое милосердное и гуманное решение проблемы рака». Иногда автор очень категорична — кажется, что всё, чем занимаются биологи, изучающие рак, совершенно зря, раз оно не помогает пациентам. Только в конце она говорит о том, что не отрицает, что базовые исследования все же нужны, надо просто быть более прагматичными и выделять деньги на более нужные вещи вроде ранней диагностики.

Сама же идея «первой клетки» раковой опухоли совсем не нова — и ей посвящено не так уж много места в книге, хотя из названия это совершенно не ожидаешь. Подробней об этой идее можно прочитать в других книгах, например в недавно вышедшей книге Кэт Арни: «Мятежная клетка. Рак, эволюция и новая наука о жизни», на которую «Биомолекула» написала рецензию. В реальности ту самую первую клетку не найти, иногда она появляется вскоре после зачатия. Но ранняя диагностика, до появления симптомов заболевания могла бы распознать и начать лечение рака как можно раньше.

Особенность этой книги о раке заключается в том, что она скорее не о раке, а о людях. Пациентах и их семьях. О пути Азры как онколога, исследователя и жены больного онкологическим заболеванием. О понимании, сострадании и ценности человеческой жизни и достоинства.

На похожую тему можно прочитать книгу Даниэль Офри «Неидеальная медицина».

Книга легко читается, в ней нет большого количества сложных терминов, а все необходимые — вполне ясно разъяснены. Кроме того, автор цитирует стихотворения пакистанских поэтов, умело и уместно добавляя их в текст. А вот научных иллюстраций вы не найдете — только портреты пациентов, коллег и близких автора.

Книга подойдет всем, кто как-то встречался с онкологическими заболеваниями. Как пациент, врач или исследователь. Главное — трезво и критически взглянуть на всю описанную автором ситуацию и не разочароваться окончательно, если вы занимаетесь лечением рака.