Бет Шапиро: «Жизнь, которую мы создали». Рецензия

Рецензии

Бет Шапиро. «Жизнь, которую мы создали. Как пятьдесят тысяч лет рукотворных инноваций усовершенствовали и преобразили природу». М.: Corpus, 2023. — 384 c.

«Жизнь, которую мы создали» — книга специалиста по древней ДНК Бет Шапиро. В ней автор повествует и обсуждает долгое и непрерывное взаимодействие человека и природы. Всегда ли оно во вред? Может ли человек полностью изменить окружающий мир под себя? Имеет ли наука на это право? На все эти вопросы вы получите аргументы ученых, способных заглядывать не только в прошлое, но и отчасти в будущее.

Кому подойдет: всем, кому интересен глобальный взгляд на вопросы истории человека, науки и природы.

Научные интересы Бет Шапиро лежат в области палеогенетики животных. Современные методы прочтения ДНК дают нам возможность не просто описать найденный палеонтологами биологический материал, но и понять, какова была жизнь обладателей найденных костей и шкур. В первой части книги рассказано о том, как человек менял свою жизнь и мир вокруг себя в течение своей истории. Вы познакомитесь с историей американских бизонов (а также только начавшей свою научную карьеру аспиранткой Бет Шапиро), и с тем, как древняя ДНК помогла понять их вымирание и возрождение.

Если я научусь выделять и анализировать древние ДНК, то смогу проследить эволюционные перемены, записанные в ДНК в периоды прошлых биологических переворотов. Я смогу усвоить уроки прошлого, необходимые для защиты современных видов и экосистем. Да, признаюсь, меня слегка опьянял энтузиазм, но это и понятно: ведь древние ДНК — это так круто.
Впрочем, одного энтузиазма оказалось недостаточно. У меня был нулевой опыт в молекулярной биологии. Я ни разу в жизни не работала с пипеточным дозатором и не выделяла ДНК. Я не представляла себе, какие именно фрагменты ДНК стоит исследовать. Не знала, где и как добывать ископаемые, из которых можно выделить ДНК. И абсолютно ничего не знала о бизонах

История охоты, одомашнивания и истребления — все это будет описано живыми и многочисленными примерами.

Однако автор не оставляет нас в глубине истории. Изучая прошлое видов, мы лучше можем понимать, каковы последствия воздействия на них современных людей. Во второй части книги человек уже не только использует свои базовые навыки, а вооружен новым оружием — биотехнологиями. Эта часть посвящена истории первых генетически модифицированных коров, драматической борьбы за самые вкусные помидоры и возможность использования самых современных биотехнологий для производства пищи. Как создать, например, растительное мясо, которое максимально похоже на животное? Ну и, конечно, не обойдется и без темы возрождения и контроля популяций животных.

Помидоры Флавр Савр потерпели неудачу на рынке не потому, что были продуктом генной инженерии. Это случилось из‐за череды неудачных коммерческих решений, объяснявшихся, во‐первых, плохим знанием Calgene рынка свежих овощей, а во‐вторых, тем, что Calgene была маленькой компанией (в сравнении с гигантами промышленной генной инженерии растений), отважившейся потратить львиную долю капитала и времени на то, чтобы проложить дорогу в будущее биотехнологическим пищевым продуктам. Во многом именно благодаря экспериментам Calgene — тщательно продуманным, исполненным и описанным — Министерство сельского хозяйства США и Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Великобритании признали безопасными технологии антисмыслового гена и гена устойчивости к антибиотикам в качестве маркера. Поэтому Calgene, безусловно, добилась огромных успехов — она заложила основы новой индустрии

Несмотря на то, что некоторые темы, поднятые в книге, освещались в литературе достаточно часто (например, есть много перекличек с первой книгой Бет Шапиро — «Наука воскрешения видов», а о генетическом драйве подробно описано в книге Карла Циммера «Она смеется как мать»), прочитать эту книгу стоит хотя бы из-за того, каким языком все это описано. Все эксперименты, даже самые технологически сложные, описаны четко и понятно. Все идеи подкреплены ссылками на ученых, с которыми беседует Бет — все ссылки можно найти в конце книги. Книга прекрасно переведена на русский язык. Иллюстраций в книге нет, но и без них читать книгу очень приятно.

Что же касается выводов о том, к чему приведет воздействие человека на окружающий мир, доктор Шапиро не пессимистична. «Все в наших руках» — гласит одна из последних глав в книге. Человечество, безусловно, научилось делать множество правильных вещей, чтобы выжить. Мы смогли скорректировать свое поведение, когда обнаружили, что виды вымирают по нашей причине. В наших руках, как человечество будет применять инструменты, которыми мы обладаем сейчас. Да, предстоит еще много работы как в разработке, так и в безопасности биотехнологий, однако они дают нам надежду на лучшее. Книга понравится всем: и тем, кто уже верит в лучшее будущее, и тем, кто любит размышлять, возможно ли оно.