«Депрессивные» гены и «грустный» мозг: где, как и почему возникает депрессия

Новость

рисунок Ольги Посух

Депрессия — болезнь, известная еще со времен античности, но особое распространение получившая в наше время. Ею страдает каждый десятый человек старше 40 лет, причем две трети больных составляют женщины. Заболевание это довольно загадочное — до недавнего времени не были известны ни генетические, ни физиологические причины его возникновения. Правда, уже давно медики и биологи предполагали, что депрессия может носить наследственный характер. И в 2016 году эта гипотеза наконец-то подтвердилась — исследователям из США удалось обнаружить гены, ответственные за этот недуг. А ученые из Китая и Великобритании выяснили физические корни депрессии.

12 биологических новостей в картинках

Вообще, мы серьезные люди. Гранит науки хрустит на наших зубах. Мы освещаем такие суровые, такие сложные закоулки биологического знания, до которых не дотянулись фонари других научно-популярных сайтов. Но иногда нам так хочется подурачиться. И рассказать о науке веселым языком, показать ее под другим углом. Нарисовать забавных картинок, написать легкий и смешной текст. Поэтому мы и открыли новую рубрику — «12 биологических новостей в картинках».

Интеллектуальный партнер этих иллюстрированных рассказов — АО РВК.

Депрессия — это психическое расстройство, при котором происходит упадок настроения, нарушается мышление и снижается двигательная активность человека. Выяснение причин появления этой болезни — очень важная задача. Ведь клиническая депрессия значительно снижает качество жизни пациента, и, что еще хуже, является одной из важных причин заболеваемости и смертности людей. Поэтому бороться с депрессией важно и нужно, однако сложно это делать, если неизвестны причины возникновения заболевания. Когда ученые из Массачусетского госпиталя в США обнаружили участки генома, ассоциированные с депрессией, стало понятно, что это прорывное открытие [1, 2]. Как же им это удалось?

Исследователи обратились в компанию 23andMe — частную биотехнологическую фирму, которая занимается генетическими тестированиями. Компания предоставила им биоматериал сотен тысяч человек, из которых часть имела подтвержденный диагноз «депрессия», а часть не сообщала об этом диагнозе. Полученные данные ученые анализировали при помощи GWAS-исследования (Genome-Wide Association Studies). GWAS включает в себя методы, которые позволяют сравнивать между собой геномы группы больных людей с геномами здоровых (контрольной группы). Если в ходе исследования удается выявить варианты геномов, которые значительно чаще встречаются у людей с данным заболеванием, то говорят, что такой вариант связан, или ассоциирован, с болезнью. В результате GWAS-тестирования ученые обнаружили две интересные геномные области. Одна из них содержала плохо изученный ген, про который известно лишь то, что он кодирует белок, синтезирующийся в головном мозге. В другой области обнаружили ген, который связан с эпилепсией и умственной отсталостью — факторами, усиливающими риск депрессии.

«Биомолекула» ранее в нескольких статьях уже упоминала полногеномный поиск ассоциаций и давала ему краткую характеристику: «Код жизни: прочесть не значит понять» [3], «Генетика псориаза: иммунитет, барьерная функция кожи и GWAS» [4], «GWAS и психогенетика: консорциумы в поисках ассоциаций» [5] и «Загадочная генетика „загадочной болезни кожи“ — витилиго» [6]. — Ред.

GWAS

Чтобы увидеть рисунок в полном размере, нажмите на него.

Рисунок Ольги Посух.

Затем провели подобный анализ двух других больших группах с контролями. В результате этих масштабных исследований ученые смогли идентифицировать 15 геномных областей, которые содержат 17 независимых однонуклеотидных замен (SNPs), вероятно, непосредственно связанных с депрессией. Некоторые из этих SNPs оказались расположены в генах (или возле генов), участвующих в развитии мозга.

Вскоре после этого открытия другая группа ученых, из Китая и Великобритании, обнаружила новый, не менее важный, факт [7, 8]. Стало известно, в какой именно части мозга «прячется» депрессия. Для этого почти тысячу человек исследовали с помощью высокоточной магнитно-резонансной томографии — данный метод позволяет получить изображения мозга живого человека и понять, какие области участвуют в тех или иных психических процессах. В результате МРТ-исследований выяснилось, что в ходе депрессии затрагивается орбитофронтальная кора — область мозга в префронтальной коре, которая отвечает за оповещение об ожидаемых наградах или наказаниях в определенных ситуациях. Медиальная, или срединная, часть префронтальной коры отвечает за вознаграждение, тогда как латеральная, или боковая часть, ответственна как раз за невознаграждение.

У людей, страдающих депрессией, работа «позитивной» медиальной области несколько снижается, тогда как работа «негативной» латеральной части остается на том же уровне. Поэтому, вероятно, человек с депрессией ощущает чувство потери и разочарования, связанное с отсутствием вознаграждения — этим объясняется угнетенное и подавленное состояние пациента. Орбитофронтальная кора также связана с предклиньем — частью мозга, которая, помимо прочего, отвечает за самоощущение и чувство собственного «я». Если наблюдаются изменения в орбитофронтальной коре, то, возможно, они отрицательно влияют и на работу предклинья, что потенциально может приводить к мысли о личной утрате и низкой самооценке. Также выяснилось, что во время депрессии ослабевает связь между «позитивной» медиальной областью и системами памяти в мозге, что объясняет снижение радостных чувств от приятных воспоминаний у пациентов.

Как же всё плохо

Чтобы увидеть рисунок в полном размере, нажмите на него.

Рисунок Ольги Посух.

Свежие исследования обязательно помогут в борьбе с депрессией. Ведь они открывают широкие возможности для поиска новых стратегий лечения этого заболевания. Но какие выводы на основании этих исследований может сделать каждый из нас? Конечно, генетически обусловленная депрессия не может быть вылечена в домашних условиях, и в случае обнаружения у себя подозрительных, гнетущих симптомов следует обратиться к врачу-специалисту. Но ежедневно доставлять себе маленькие радости может каждый! Вознаграждайте себя за свои успехи и за ошибки тоже (ведь не ошибается тот, кто ничего не делает). Чаще вспоминайте то радостное и приятное, что происходило с вами в жизни (а ведь этого было немало, не так ли?). И будьте внимательны к своим близким, которые вдруг почему-то загрустили — может быть, именно сейчас им нужны ваша помощь и поддержка. И тогда высока вероятность того, что депрессия пройдет стороной!

1. Craig L Hyde, Michael W Nagle, Chao Tian, Xing Chen, Sara A Paciga, Jens R Wendland, et al.. (2016). Identification of 15 genetic loci associated with risk of major depression in individuals of European descent. Nat Genet. 48, 1031-1036;
  2. Novel study method identifies 15 genomic regions associated with depression. (2016). Science Daily;
  3. Код жизни: прочесть не значит понять;
  4. Генетика псориаза: иммунитет, барьерная функция кожи и GWAS;
  5. GWAS и психогенетика: консорциумы в поисках ассоциаций;
  6. Загадочная генетика «загадочной болезни кожи» — витилиго;
  7. Wei Cheng, Edmund T. Rolls, Jiang Qiu, Wei Liu, Yanqing Tang, Chu-Chung Huang, et al.. (2016). Medial reward and lateral non-reward orbitofrontal cortex circuits change in opposite directions in depression. Brain. 139, 3296-3309;
  8. Depression’s physical source discovered. (2016). Science Daily..