Дэвид Синклер, Мэттью Лаплант: «Жизненный план, или Революционная теория о том, почему мы стареем и возможно ли этого избежать». Рецензия

Дэвид Синклер, Мэттью Лаплант. Жизненный план, или Революционная теория о том, почему мы стареем и возможно ли этого избежать. СПб.: Портал, серия «ТелоМера», 2021. — 640 с.

Если вас интересуют механизмы старения и есть желание разобраться в том, как же современные исследователи-геронтологи смотрят на этот, казалось бы, неизбежный процесс, то книга «Жизненный план, или Революционная теория о том, почему мы стареем и возможно ли этого избежать» — как раз то, что нужно. В ней автор постепенно и структурированно объясняет свою точку зрения, рассказывает о собственных экспериментах и умозаключениях по этому поводу.

Кому подойдет: людям, которые интересуются вопросами геронтологии и имеют базовые представления о генетике — хотя бы на уровне школьной программы

В качестве авторов книги указаны два человека — Дэвид Синклер и Мэттью Лаплант. Однако повествование ведется от имени Дэвида Синклера. Он же посвящает книгу своим маме, бабушке, жене и будущим правнукам. Мэттью Лаплант скромно остается в тени. Поэтому сконцентрируемся на фигуре Дэвида Синклера, поскольку именно он является автором идей, которые изложены в книге.

Дэвид Синклер — профессор Гарвардского университета, один из самых известных ученых, занимающихся вопросами старения. У него более 170 публикаций, в том числе в таких журналах, как Science, Nature и Cell. Подробнее со списком публикаций автора можно ознакомится на его официальной странице. Дэвид Синклер активно популяризирует свои идеи, ведет странички в Twitter и Facebook, участвует в записях подкастов и различных шоу, его идеи обсуждаются на телевидении и в научно-популярных сериалах. Он также является сооснователем 14 компаний, среди которых Life Bioscience, изучающая старение человека. Активная медийная жизнь автора приносит хорошие плоды. Так, в 2019 году Дэвид Синклер и его команда собрали 50 миллионов долларов на исследования. Публикация книги, как ни удивительно, тоже является одним из шагов по привлечению внимания общественности к исследованиями этой темы и сбору средств на них.

Книга состоит из вступления, заключительных глав и трех основных частей: прошлое, настоящее и будущее науки о старении. Структура книги выстроена хорошо; автор последовательно и аргументировано излагает свои идеи, старается сделать их понятными для широкого круга читателей. Но все же есть некоторые неточности. Так, к примеру, автор пишет:

Разумеется, все наши клетки содержат одинаковые ДНК, поэтому эпигеном — именно то, что отличает нервную клетку от клетки кожи.

Но это не так: наши клетки не содержат «одинаковые ДНК». О мозаичности «Биомолекула» писала не раз — к примеру, в статье «Геномная головоломка: открой в себе мозаика». Видимо, автору просто не захотелось отвлекаться на уточнение формулировок, чтобы не потерять основную мысль и не уводить читателя в сторону.

Эпигенетическое перепрограммирование

Рисунок 1. Эпигенетическое перепрограммирование регенерирует зрительные нервы и восстанавливает зрение у старых мышей.

иллюстрация из главы «Шаги в будущее»

Книга читается легко, написана понятным и доступным языком, поэтому ее целевой аудиторией являются не только врачи и биологи, а все, кто интересуется вопросами старения и имеет базовые знания по биологии — хотя бы из школьной программы. Когда термин встречается в книге впервые, он подробно объясняется. Более того, автор очень любит метафоры, через которые пытается пояснить сложные молекулярные процессы. Это несколько затягивает повествование, но делает идеи, изложенные в книге, более понятными для неспециалистов. Так, к примеру, автор сравнивает эпигеном с пианистом, а гены — с клавишами рояля. От того, какую клавишу-ген нажмет пианист, зависит то, какая музыка получится.

Автор также использует много отступлений: рассказывает истории из жизни своих бабушки, отца, коллег, что делает книгу более легкой для чтения, но может раздражать тех, кто хочет получить фактический материал быстро.

Стиль повествования немного пафосный. Книга изобилует фразами в стиле «ДНК не определяет нашу судьбу», хотя очевидно, что есть случаи, когда всего одна небольшая поломка в ДНК может быть фатальной, и никакие современные методы не в силах ее исправить. Поэтому корректнее было бы сказать: «ДНК не всегда определяет нашу судьбу». Также в книге много повторов. Цель их понятна: автор старается сделать ее доступной для более широкой аудитории. Но есть ощущение, что он немного переборщил в этом благом стремлении.

Книга снабжена черно-белыми иллюстрациями, которые помогают восприятию текста. Некоторые из них представляют информацию в графическом виде, как, например, на рисунке 1.

Другие же просто немного разбавляют текст и не несут особой информационной нагрузки, как, например, на рисунке 2.

Холод активирует гены долголетия

Рисунок 2. Холод активирует гены долголетия.

иллюстрация к главе «Долголетие сегодня»

Книга «Жизненный план, или Революционная теория о том, почему мы стареем и возможно ли этого избежать» не является уникальной по своей сути. Тема продления жизни, улучшения ее качества является востребованной и актуальной. Из последних публикаций можно назвать, к примеру, книгу Полины Лосевой «Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться», рецензию на которую писала «Биомолекула». Отличительная особенность книги Дэвида Синклера в том, что это не обзорный труд журналиста, а, можно сказать, отчет о проделанной работе непосредственно исследователя.

Подводя итог, можно сказать, что хотя книга содержит некоторые спорные фразы,написанные слишком общими словами, и чрезмерно пафосные высказывания, все же она представляет интерес для тех, кто интересуется геронтологией.