Григорий Никифорович: «От оргазма до бессмертия. Записки драг-дизайнера». Рецензия

Рецензии
Никифорович Г.В. «От оргазма до бессмертия. Записки драг-дизайнера». — Минск: Издательство «Дискурс», 2019. — 176 с.
Книга Григория Никифоровича посвящена интереснейшему направлению современной структурной биологии — теоретическому конструированию лекарств. Автор — не сторонний наблюдатель, а ученый, много лет работающий в данной области, — рассказывает историю появления и становления современного драг-дизайна и объясняет научные основы моделирования биологически активных молекул. Помимо этой рецензии, мы также публикуем отрывок этой книги — главу «Салат “Брадикинин”».

Кому подойдет: может показаться сложноватой для человека с нулевым естественнонаучным бэкграундом; зато для старшеклассников, студентов и людей, стабильно интересующихся состоянием современной науки (таких как читатели «Биомолекулы»), это может быть весьма познавательное чтение

Броский заголовок книги Григория Никифоровича «От оргазма до бессмертия» обещает много интересного и, надо сказать, обещание это выполняет. Она посвящена современным методам разработки лекарств: тому, что на профессиональном сленге участников этого увлекательного занятия называется «драг-дизайном».

Книга начинается рассказом об изобретении «Виагры». Кстати, история эта пользуется успехом у популяризаторов науки — за последние несколько лет она встречалась мне уже в нескольких книгах сходной тематики. В данном случае автор использует броский рассказ для того, чтобы ввести нас прямиком в святая святых современной фармакологии — место, где крутятся не только гениальные идеи, но и сумасшедшие деньги. За этим эффектным вступлением следуют две первые главы, необходимые для понимания дальнейшего материала и бегло обрисовывающие историю фармакологии, знакомящие читателя с основными понятиями биохимии.

Вступительная часть, как и вся книга, написана хорошим живым языком, но все равно оставляет несколько смешанное впечатление из-за резких смысловых перепадов между увлекательными историями и легкими объяснениями «на пальцах» и кусками «серьезной науки», требующих вдумчивого прочтения и перечитывания.

Выглядит это примерно вот так:

В нормальных условиях каждая клетка и организм в целом действуют с надежностью, удивительной для систем такой колоссальной сложности. Такая надежность достигается чрезвычайно четким регулированием и управлением всеми действиями биохимической системы организма. Многотысячный биохимический оркестр (употребим и это сравнение) должен уметь играть свою мелодию с точностью до одной тридцать второй доли ноты. Иначе наступит какофония, хаос, развал. А коль скоро это не происходит, значит, у биохимического оркестра есть дирижеры, есть что-то, эффективно регулирующее взаимоотношения биологических молекул. Или Кто-то — но такая гипотеза в рамках биохимии не рассматривается.

Тут все просто и понятно, но читаем дальше:

Это регулирование осуществляется через механизм обратной связи, открытый кибернетикой, наукой об управлении системами (еще одна, наряду с генетикой, «продажная девка империализма», как говорила когда-то все та же советская пресса). Функционирует он следующим образом: предположим, что для нормальной работы системы величина М1, зависящая от величины М2 и воздействующая на величину М3, должна находиться на каком-то определенном уровне. Если по каким-то причинам уровень величины М1 изменяется, это сразу же сказывается на уровне величины М3. Но величина М2 тоже зависит от величины М3 (в этом и состоит обратная связь), и поэтому уровень М2 также изменяется, что в силу влияния М2 на М1 возвращает уровень М1 к норме.

М1... М2... А вот здесь уже разобраться становится сложнее... Немного помогает рисунок, но у человека, ранее не знакомого с понятием «обратной связи», останется много вопросов даже после этого объяснения. К сожалению, подобные перепады «от простого к сложному» сохраняются на всем протяжении книги, и это, пожалуй, единственный ее заметный недостаток. Надо сказать, это проблема не только Григория Никифоровича, но общая беда многих научно-популярных книг, написанных учеными. Вещи «по специальности» кажутся им настолько самоочевидными, что они лишь бегло проговаривают их в тексте, в то время как для большинства читателей это «очевидное» — вовсе не «очевидно».

Самые интересные главы книги, с третьей по шестую, посвящены разработке лекарств на основе белковых и пептидных молекул. Автор рассказывает об успехах и неудачах моделирования сложных структур этих молекул не как сторонний наблюдатель, но как многолетний и активный участник процесса. Такая подача материала дает возможность читателю не просто познакомиться с научными фактами, но погрузиться в «исследовательскую кухню», увидеть как рождаются и умирают научные идеи, как одни направления поиска сменяются другими, как идеи становятся молекулами, а молекулы — лекарствами.

Не удержимся и вставим нехарактерные для рецензий на «биомолекуле» ссылки на статьи по теме — разумеется, исключительно ради того, чтобы читатель при желании мог сравнительно быстро получить представление об упомянутой области: Три поколения лекарств, Драг-дизайн: как в современном мире создаются новые лекарства, Виртуальные тропы реальных лекарств, Фармакогеномика: изучение генов на службе персонализированной медицины. — Ред.

Эту часть обязательно стоит прочесть школьникам, старшеклассникам и студентам, планирующим связать свою жизнь с наукой (начать можно прямо сейчас, прочитав процитированную ниже главу на биомолекуле).

...Нужен был решающий эксперимент, призванный либо окончательно подтвердить, либо окончательно опровергнуть модель квазициклического строения брадикинина.

И здесь центр тяжести событий переместился в Ригу, в лабораторию пептидного химика Гунара Чипенса. Предложение рижан было простым и, пожалуй, даже очевидным: заменить «ионную связь» на обыкновенную валентную и проверить, будет ли получившаяся молекула — циклический аналог — обладать биологической активностью брадикинина. Соответствующий циклоаналог был синтезирован, и его биологические испытания показали, что при введении в кровь крыс он действовал, как и природный брадикинин, — снижал давление крови, но не на протяжении нескольких секунд, а в течение более чем трех часов...

...Таким образом, удалось не просто подтвердить квазициклическую модель строения брадикинина, но и синтезировать аналог, обладающий длительным и к тому же высокоизбирательным биологическим эффектом. Этот аналог стал первым в ряду совершенно нового класса соединений, которые в дальнейшем оказались весьма перспективными с практической точки зрения, — циклических аналогов линейных пептидов. Следовательно, со всеми возможными оговорками, можно было констатировать, что теоретический конформационный анализ пептидов действительно пригоден как инструмент драг-дизайна — пусть даже это утверждение пока базировалось лишь на расчетах одного единственного брадикинина.

Заканчивает книгу небольшой очерк о путях выведения новых лекарств на рынок, клинических испытаниях и прочих «деловых» аспектах фармакологии. Этот фрагмент написан добротно, но, пожалуй, слишком коротко. Видно, что фармацевтическая индустрия как бизнес-проект автору не особенно интересна.

Коротко резюмируя впечатления — книга увлекательная, но может показаться сложноватой для человека с нулевым естественно-научным бэкграундом. Зато для старшеклассников, студентов и людей, стабильно интересующихся состоянием современной науки (таких как читатели «Биомолекулы»), это может быть весьма познавательное чтение. Самое ценное — рассказ «от первого лица» о том, как делается наука, и вся белково-пептидная часть. Хотя она не покрывает всех аспектов современной разработки лекарств (да и не ставит подобной цели), книга может служить неплохим введением в теоретическую молекулярную фармакологию.

Помимо этой рецензии, мы также публикуем отрывок из книги — главу «Салат „Брадикинин“».