Как сделать хороший научный доклад
26 ноября 2009
Как сделать хороший научный доклад
- 19768
- 8
- 17
-
Авторы
-
Редакторы
Темы
Всем, так или иначе, иногда приходится рассказывать окружающим о своих успехах и делах. Для учёных же, в особенности, доклады являются обязательным и важным атрибутом повседневной деятельности. Однако хотя почти все, начиная со студенческих лет, тратят массу времени на создание и улучшение своих презентаций, лишь немногим известны простые принципы подготовки хороших докладов. Поэтому мы уверены, что эссе израильского учёного Ури Алона, опубликованное недавно в журнале Molecular Cell, будет интересно всем, кто планирует блистать на научных конференциях и не ударять лицом в грязь на лабораторных семинарах. Эта статья удачно дополнит недавнюю — «Советы начинающим, как опубликовать научную статью».
Сделать хороший доклад может каждый. Каждый может улучшить свою технику докладов. Я пишу эту статью в надежде поделиться своими навыками проведения лекций (и многим другим, что имеет отношение к публичной стороне жизни учёных). В моём понимании, все учёные обязаны знать основы проведения хороших докладов. Это принесёт пользу и докладчику, и его слушателям. Мой подход включает в себя и элементы театрального искусства, и принципы ораторского мастерства. Цель этих принципов не маркетинговая — это не наведение внешнего блеска на по сути бесполезный продукт. Суть этого подхода в том, чтобы дать людям понятие о важности вашей работы, показать её так, как она видится вам. Можно выделить три основных принципа хорошего доклада:
- Подготовка слайдов: каждый слайд должен иметь собственное полное заглавие;
- Презентация: установите зрительный контакт с аудиторией, смотрите в зал, а не на экран;
- Вопросы: выслушайте вопрос, повторите его. Помните, в вопросе главное — его содержание, а не его тон, которым его задали.
Подготовка
Подготовка хорошего доклада должна начинаться с поиска ёмкого и точного названия для презентации. Это должно быть сделано прежде, чем вы начнёте готовить слайды. Придумайте название самостоятельно. Оно должно одним предложением описывать тему и цель доклада.
Например, название может быть таким: «Клетки изменяют свою форму регулированием цитоскелета». А вот пример того, как называть сообщение не стоит: «Форма клетки и цитоскелет». Почему? Потому что это предложение не окончено, его смысл не полон. Название — это ориентир для вас: оно подскажет, что включить в презентацию, а что оставить до следующего раза. Доклад должен содержать только те материалы, которые относятся к названию. Не включайте в доклад сухие (хотя бы и интересные) данные, если они не относятся к этой теме.
Теперь, когда у вас появилось общее название, раскройте его через набор подзаголовков отдельных слайдов, постепенно подводящих слушателя к сути сообщения. Напомним, что у каждого слайда должен быть свой собственный заголовок. Следующие один за другим, эти заголовки должны складываться в стройную логическую цепочку.
Заголовок каждого слайда должен быть полным предложением, которое бы описывало его главную идею и предмет. Заголовок поможет аудитории сразу же уловить основное послание. Избегайте называть слайд вопросительными формами типа «Что происходит с количеством клеток?» или словосочетаниями вроде «Измерение количества клеток». Вместо этого используйте полные предложения, которые передают идею, которую вы собираетесь донести до слушателей. Вот удачный пример: «Количество клеток увеличивается со временем». Так лучше?
Придумать название доклада и заголовки каждому слайду непросто. Однако эти усилия нужно считать неотъемлемой частью вашего исследования; это поможет сосредоточиться на том, что является важным и существенным, и найти упущенные моменты. Заглавие также поможет сделать слайды простыми в восприятии: каждый слайд должен содержать только то, что на самом деле существенно. Если слайд содержит два заглавия — две важные идеи — лучше разбейте его на два слайда. Экспериментальных данных не должно быть чересчур много; иначе заглавие можно будет сменить на «Я произведу на вас впечатление фактом того, что я сделал много работы».
Во время подготовки к докладу выучите первых два-три предложения для каждого слайда наизусть. Выучите текст лекции: практикуйте его до тех пор, пока не вызубрите. Рассчитайте длительность доклада так, чтобы закончить раньше отведённого времени — и никогда не затягивайте! Идеально будет, если вы рассчитаете свою речь так, чтобы уложиться в 2/3 отведённого времени. Например, если у вас есть для доклада 60 минут, запланируйте длительность 40 минут, или 20—30 слайдов.
Очень важно в начале доклада правильно построить вступительную часть. Помните, что аудитория многого не знает, и им приятно будет услышать известные и очевидные вещи. Поэтому вы должны вводить слушателей в проблему постепенно, от простого понемногу переходя к всё более сложному, от общих понятий — к конкретным проблемам вашей работы. Это поможет аудитории понять вас, а вам — гарантирует внимание слушателей.
Презентация
Хорошая презентация — это двусторонняя коммуникация с аудиторией. Поэтому в первую очередь необходимо установить со слушателями зрительный контакт. Не зарывайтесь в свои слайды — это признак страха и неуверенности перед аудиторией. Как и во время театральных представлений, аудитория сочувствует «герою» и идентифицирует себя с лектором. По сути, слушатели сами заинтересованы в том, чтобы доклад был интересным. Если же вы «отключитесь» от аудитории и сосредоточитесь только на слайдах, то и за вашим докладом перестанут следить. А когда вы устанавливаете зрительный контакт и заинтересовываете аудиторию, слушатели отвечают тем же.
Визуальный контакт даёт вам возможность понять состояние слушателей и приспособиться к еле заметным переменам в их настроении. Если вы ощущаете, что аудитория теряет внимание — измените интонацию или манеру жестикуляции, сделайте паузу или скажите то, что чувствуете прямо сейчас, например: «Становится жарко» или «Я чувствую запах кофе», — неважно, что именно, но что-то из того, что ощущает большинство людей в зале. Такая передышка позволит отдохнуть и восстановить нарушившийся контакт.
Когда у вас накопится научный ораторский опыт, начните превращать формальный доклад в увлекательный рассказ. Расскажите историю — из какого наблюдения вытекла ваша работа, и какие были первые шаги. Вспомните, как росла напряжённость в предзнаменовании открытия. И наконец, вспышка: «Ах, вот же ответ». Грамотно представленный популярный рассказ о возникновении, становлении и решении проблемы чаше бывает более познавателен, чем сухой язык фактов.
Язык тела также важен для коммуникации. Очень часто можно видеть лектора в искажённой позе: плечи его повёрнуты к аудитории, глаза устремлены на слайды, в одной руке лазерная указка, а в другой — переключатель слайдов. Это — «оборонительный» язык жестов, который ухудшает контакт со зрителями и увеличивает напряжение самого лектора. Сделайте короткую видеозапись своего доклада, и вы увидите то, о чём сейчас идёт речь. Со временем большинство людей находят свой «открытый» язык жестов, и это помогает чувствовать себя во время доклада более раскованно. И чем раньше вы отработаете свой стиль, тем плодотворнее пройдут ваши будущие презентации.
Кроме того, не забывайте, что именно вы ответственны за то, чтобы аудитория поняла суть ваших работ. Не используйте вопросы типа: «Вы понимаете? Вам всё ясно?»; спрашивайте «Я понятно объяснил?..», — так вы возложите ответственность за ясность изложения непосредственно на себя и освободите слегка рассеянных или уставших слушателей от груза подспудных упрёков.
Как отвечать на вопросы
Вопросы — это уникальная возможность узнать мнение специалистов и более широкой аудитории о вашей работе. Хотя многие считают вопросы из зала аналогом студенческих экзаменов и отвечают чересчур коротко, желая покончить с этим как можно быстрее. Вот несколько советов, которые помогут вам расслабиться, понять вопросы и выразительно на них ответить.
Во-первых, не забывайте про зрительный контакт с людьми, которые задают вопросы. Во-вторых, повторите вопрос теми же словами так, чтобы каждый мог его услышать (часто регулировка микрофонов на сцене и в зале разная, и другие слушатели могут не понять или не расслышать вопроса). Это также даст вам дополнительное время, чтобы лучше понять смысл сказанного. Проверьте по реакции оппонента, поняли ли вы смысл вопроса, и если нет — не стесняйтесь попросить объяснить ещё раз или переформулировать вопрос (особенно это актуально, если вопрос задаётся не на родном языке).
Выслушайте вопрос: мы часто начинаем отвечать немедленно после первых двух слов, как будто мы ожидали именно такой реакции. Но часто именно так можно попасть впросак.
Теперь, когда вам задали чёткий вопрос, согласитесь, что вопрос стоящий. Скажите «да» самой идее, потому что всякая идея имеет право на существование и обсуждение. Можно честно признаться: «я не знаю», «я не думал об этом прежде», «давайте поговорим об этом после лекции» или «это очень точное замечание».
К сожалению, некоторые вопросы на научных докладах задаются немотивированно агрессивным тоном. Тут важно отделить драматическое выступление — «музыку» (эмоциональное настроение) вопроса, — от содержания. Агрессивно заданный вопрос может вызвать интуитивную защитную реакцию, и вы не поймёте смысла спрошенного. Если же отделить агрессию от содержания, то у вас есть шанс ответить корректно и, в то же самое время, не испытывать терпения присутствующих. Это одновременно сведёт агрессию на нет и прибавит вам очков.
Очень важен первый вопрос, потому что ваша манера отвечать определит тон последующей дискуссии. Именно началу этой части выступления уделите максимум времени и внимания. И конечно, обязательно учтите все заданные вопросы при подготовке к следующему выступлению (начните опять с подготовительной фазы). Таким образом, вы предупредите появление одних и тех же вопросов снова и снова и сможете перейти к вопросам «следующего уровня».
Преодоление страха перед аудиторией
Если вы озабочены тем, как сделать доклад, если вы беспокоитесь и волнуетесь — то вы не одиноки. Большинство людей имеет страх перед аудиторией: боязнь того, что аудитория не поймёт вас или найдёт ошибки в работе, и вы с позором будете выставлены вон из научного общества. Страх — это ужасное чувство, которое вызывает «сверх-подготовку» — дублирование каждого слова на слайдах и представление лишних данных. Возможно, единственная положительная роль страха — это то, что в этом случае опытные слушатели проникнутся к вам жалостью и будут подбадривать. Однако успехом это назвать уже не получится.
Один из лучших способов преодолеть страх перед аудиторией — это представить себе, что вы — проводник, который ведёт слушателей сквозь захватывающую историю, держа каждого из них за руку. Внимательно следите, чтобы никто не отстал. Если у вас есть знакомые в зале — представьте, что вы просто беседуете с ними, а вокруг постепенно собираются люди, тоже желающие послушать. Постепенно вы приобщите к разговору всю аудиторию.
Не стесняйтесь отрабатывать эти несложные приёмы на любом выступлении, и я обещаю вам, что постепенно подготовка ваших презентаций выйдет на качественно новый уровень, и доклады с семинарами превратится в приятное времяпрепровождение (даже для вас ;-).
Перевод эссе «How to give a good talk» [2] (оригинал).
Литература
- Советы начинающим, как опубликовать научную статью;
- Uri Alon. (2009). How To Give a Good Talk. Molecular Cell. 36, 165-167.