Подписаться
Биомолекула

Мария Косовская, Алла Тяхт, Дмитрий Алексеев, Александр Тяхт: «Приключения Тима в мире бактерий». Рецензия

Мария Косовская, Алла Тяхт, Дмитрий Алексеев, Александр Тяхт: «Приключения Тима в мире бактерий». Рецензия

  • 4
  • 0,0
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Мария Косовская, Алла Тяхт, Дмитрий Алексеев, Александр Тяхт. «Приключения Тима в мире бактерий». М.: «Бомбора», 2025. — 96 с.

«Приключения Тима в мире бактерий» — очень милая и познавательная книга, которая познакомит детей с удивительным и невидимым невооруженным взглядом миром микроорганизмов. В ней собрано множество самых разных фактов о бактериях, которые обитают повсюду. Несмотря на некоторые минусы, книга отлично подойдет для первого знакомства ребенка с основами микробиологии и поможет пробудить любопытство к природе и науке.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 6/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 6/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: юным читателям и любителям комиксов, которые хотят познакомиться с загадочным миром микроорганизмов.

Эта книга входит в серию приключений мальчика Тима: в других изданиях главный герой отправляется на поиски пропавшего аппетита и заглядывает в тайны мозга. Центральной темой «Тима в мире бактерий» становится увлекательная экспедиция по исследованию микроорганизмов.

Сюжет книги построен вокруг поиска лекарства для мамы Тима, которую увезли на скорой в больницу — и эта идея с использованием темы госпиталей и болезней, по субъективному мнению автора рецензии, довольно спорный выбор для детской книги. В процессе поисковой миссии главному герою будет помогать друг-бактероид, вместе с которым они проникнут внутрь организма папы Тима (еще одна неоднозначная деталь). По пути Тим с бактероидом знакомятся с внутренним устройством организма папы, попутно узнавая новое о его микроскопических обитателях и их функциях в человеческом теле. Несмотря на нестандартные повороты сюжета, все закончится хорошо: мама будет спасена, а на финальных страницах бактерии устроят рэп-баттл, что, несмотря на отклонение от основного сюжета, может показаться необычным творческим добавлением.

Иллюстрация из книги

Вот развороты из того самого путешествия внутрь папы Тима.

Иллюстрация из книги

Вот развороты из того самого путешествия внутрь папы Тима.

Один из главных плюсов книги — действительно подробный рассказ о мире бактерий: здесь будут истории об обитателях почвы, воды, воздуха и даже космоса. Особое внимание авторы уделяют обитателям человеческого организма и нашей микробиоте. Также на страницах книги затрагиваются и другие важные темы, такие как эволюция (включая упоминание Дарвина и канонический пример с галапагосскими вьюрками), основы иммунитета и различные гипотезы возникновения бактерий.

Иллюстрация из книги

Иллюстрации из книги.

Иллюстрация из книги

Иллюстрации из книги.

Иллюстрация из книги

Иллюстрации из книги.

Однако, к сожалению, не обошлось без ряда неточностей, опечаток и несогласованных предложений. Ошибки начинаются в самом начале: уже во второй главе архебактерий назвали предками современных бактерии. Это некорректно: несмотря на то, что археи и бактерии имеют общего предка, они развивались как отдельные эволюционные ветви. Конечно, рассказывать про LUCA в контексте детской книги и погружать юных читателей в тонкости таксономии было бы избыточно (для наших взрослых читателей, которым интересна эта тема, могут почитать об этом, например, в этой статье). Но можно было просто не упоминать об археях, чтобы избежать разночтений.

Другая неточность касается рассказа о происхождении слова «микроб»: на самом деле к слову «микро» не просто так добавили «Б», это был осознанный шаг. Так, один из пионеров современной микробиологии Шарль Седийо попросил автора «Словаря французского языка» Эмиля Литтре придумать обозначение для группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы их увидеть невооруженным глазом. 26 февраля 1878 года Литтре отправил Седийо письмо, в котором и упоминается термин microbe. Он действительно прибавил к слову «Б», но не наобум, а сложив два греческих слова: μικρός — малый и βίος — жизнь. После этого французское слово быстро прижилось и было заимствовано носителями других языков.

Дальше — больше: в главе про иммунитет представлен настоящий винегрет из фактов, где нам встретятся «хорошие» бактерии, которые готовы устроить диверсию из-за мокрых ног, однако тема иммунитета так и не будет раскрыта. На врезке про вакцинопрофилактику еще одно упущение: некорректно указано, что вообще все прививки — это взвесь ослабленных микробов. Понятно, что в детской книге не стоит описывать абсолютно все возможные виды вакцин, но можно было хотя бы указать, что в данном контексте речь идет о живых вакцинах.

Остальные неточности менее критичны: в главе про плесень из описания кажется, будто она образуется исключительно из старого хлеба; в описании эволюции очень скупое объяснение, мол — раз — и из бактерий разом появились грибы с животными (пожалуй, лучше было вообще это не упоминать); в разделе про размножение бактерий — излишнее упрощение на уровне «у бактерий нет мамы и папы», а в секции про микробиологическую лабораторию — наоборот, слишком специфичный для детской книги подбор оборудования: у читателей может сложиться ощущение, будто микробиологи работают исключительно с суперкомпьютерами для секвенирования геномов, как будто других областей не существует (и здесь отчетливо видно, что книгу писали биоинформатики, а не «мокрые биологи»). Кроме этого, по всему ходу повествования встречаются ошибки из разряда, что плод в утробе матери якобы является стерильным (уже давно было показано, что это не так; можно почитать, например, здесь и здесь) или что причина гастрита — исключительно в наличии в организме Helicobacter pylori. Вся эта путаница перемежается кучей опечаток, причем как досадных ошибок вроде правописания слов, так и в терминах (например, лизоцим стал почему-то лизоцином). Из-за этого складывается общее ощущение неряшливости: кажется, книгу никто толком не редактировал. Также непонятно, для какого она возраста: слишком примитивные объяснения соседствуют с довольно сложными темами, которые, впрочем, затрагиваются лишь мельком и непонятно, с какой целью.

Подводя итог, можно сказать, что книга может подойти для первого знакомства младших школьников с микробиологией «по верхам» и для разглядывания картинок. Однако опираться на нее в научном плане, к сожалению, нельзя, поэтому в качестве научно-популярного пособия лучше ее не рассматривать — а если и читать, то вместе со взрослым, у которого есть биологический бэкграунд и желание рассказать, как на самом деле организован мир микроорганизмов.

Комментарии