Роб Данн: «Не один дома: Естественная история нашего жилища от бактерий до многоножек, тараканов и пауков». Рецензия

Роб Данн. «Не один дома: Естественная история нашего жилища от бактерий до многоножек, тараканов и пауков». М.: «Альпина нон-фикшн», 2021. — 400 c.

«Не один дома» — это редкий случай научпопа для всех и каждого, а секрет книги, несомненно, в раскрываемой теме. Это рассказ о том, кто живет в наших домах помимо нас самих. Ведь разве найдется хоть один человек, кому все равно, кто его сосед?

Кому подойдет: всем, у кого есть дом или квартира. Особенно полезна книга будет людям, испытывающим тревогу по поводу того, что их жилище недостаточно чистое.

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышел перевод книги Роба Данна Never Home Alone, в русском варианте книга получила название «Не один дома».

Сразу хочется отметить, что в книге «Не один дома» очень доходчивый и простой язык. Она читается на одном дыхании, а описание обсуждаемых в ней работ и исследований воспринимается как захватывающая история, а иногда — как настоящий детектив. На страницах книги ученые то находят гейзерных бактерий в бойлерах частных домов, то натыкаются на рассадник потенциально опасных родичей туберкулезной палочки в душевых насадках (да, как оказалось, их не мешает время от времени менять на новые), то выясняют, откуда в наших домах берется плесень.

Перевод отличный, и благодарить за него надо биолога и писателя Максима Винарского, рецензия на книгу которого, «Евангелие от LUCA», уже публиковалась на «Биомолекуле». А вот рисунками или фотографиями книга похвастаться не может, но это ее нисколько не портит.

Несмотря на то, что на страницах полно всяческих страшных бактерий, грибов и тараканов, главная идея и посыл в «Не один дома» крайне жизнеутверждающий. Автор не раз и не два скажет о том, как важно для человека и его здоровья биоразнообразие в доме и в его ближайшем окружении. Мы созданы для жизни на лоне природы, и бессмысленно и даже очень вредно пытаться стерилизовать среду своего обитания.

Нынешнее положение заключается в том, что мы живем в окружении совсем не тех видов, с которыми привыкли жить наши предки, да и само биоразнообразие вокруг нас обеднено, потому что мы не только сокращаем число видов на планете, но и отгораживаемся от них в своих домах. Поэтому и процветают такие хвори, как болезнь Крона, астма, рассеянный склероз, различные аллергии и им подобные. Что мы можем сделать для своих детей? Мы должны устроить их жизнь так, чтобы их окружал микробный мир, в котором есть виды, полезные для их здоровья. Чем чаще играть в экологическую лотерею, тем больше шансов на выигрыш

В то же время «Не один дома» заставляет задуматься о том, каким именно соседям мы открываем двери, ведя тот образ жизни, который выбираем, когда решаем поселиться в городе или деревне, завести собаку или кота и так далее, и к каким последствиям это может привести. Книга, безусловно, помогает лучше узнать свой собственный дом, а в современном мире, где мы все больше времени предпочитаем проводить в четырех стенах, это крайне актуально.