Роберт Сапольски: «Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения». Рецензия

Роберт Сапольски. «Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения». М.: «Альпина нон-фикшн» (серия Alpina Popular Science), 2020. — 320 c. Возрастные ограничения: 16+

Как биология влияет на наше поведение? Являются ли генетические особенности оправданием людским поступкам? Какую роль во всем этом играют гормоны? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в одной из первых книг профессора Роберта Сапольски.

Кому подойдет: тем, кто увлечен нейробиологией, эндокринологией, биологией поведения человека и животных. А также тем, кто вообще ничего не знает о человеческом организме и поведении, но очень хочет это исправить.

Книга «Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения» — это перевод одной из первых научно-популярных работ Роберта Сапольски The Trouble With Testosterone: And Other Essays On The Biology Of The Human Predicament, изданная в далеком 1997 году издательством A Touchstone book. Московскому издательству Альпина нон-фикшн уже не впервой переводить книги Сапольскиm и ранее мы уже публиковали рецензии на другие его работы здесь и здесь.

Почему людей успокаивает подсчет ступенек на лестнице во время стресса? Как скандалы между родителями влияют на половое созревание дочерей? Почему молодые люди постоянно ищут новых впечатлений? На эти и множество других вопросов профессор Сапольски ищет ответы на страницах этой книги. В ней нет единой сюжетной линии, а сама книга представляет собой сборник из нескольких очерков, казалось бы, на абсолютно разные темы, хоть и пронизанные одной общей направленностью: разные поведенческие аспекты в жизни человека, приматов и других животных. В предисловии автор делит книгу на три смысловых части. В первой собраны очерки о современных прорывах в области нейробиологии, психиатрии и эндокринологии. Но тут сразу же хочется сделать поправку на то, что это перевод книги 1997 года, и с тех пор по меркам биологических наук прошла целая вечность, а многие приведенные научные данные нужно актуализировать. В тоже время, автор много рассуждает о вопросах, которые не теряют актуальности в 2024 году, такие как дестигматизация психиатрических заболеваний. Вторая группа очерков посвящена поведению животных и эволюционным причинам его возникновения. В последней трети книги автор рассуждает о том, как описанные им открытия влияют на политическую и социальную жизнь человека.

Название книги может ввести читателя в некоторое заблуждение, ведь можно подумать, что в книге будут обсуждаться проблемы, связанные с мужской половой системой. Может быть, будут даны советы по поддержанию мужской силы? Вовсе нет! Вы можете, не краснея, читать эту книгу в метро, а тот, кто заглянет вам через плечо, увидит, что название связано лишь с одним эссе, посвященным рассказу о роли тестостерона в проявлении агрессии у приматов. Оказывается, что уровень тестостерона хоть и связывают с проявлением агрессии, но на самом деле само по себе агрессивное поведение самцов горилл, орангутанов или других приматов, в том числе человека, является первопричиной повышения уровня этого мужского гормона. То есть на самом деле в названии, возможно, скрыта ирония автора, ведь очень часто мы склонны интерпретировать научные данные слишком вольно, не зная всей картины. Но поведение человека нельзя описать только изменением уровней гормонов, тяжелым детством или «плохой наследственностью». Поэтому в каждом эссе Роберт Сапольски показывает самые разные поведенческие паттерны, обнажая множество факторов, которые могут влиять на поведение.

Книга читается буквально на одном дыхании. Будь тому причиной короткие главы или легкий стиль изложения автора, но эту книгу вполне способен осилить человек даже далекий от биологии и медицины. Здесь вы также не найдете сложных терминов и запутанных молекулярно-биологических процессов, которые иногда встречаются в других произведениях Сапольски. Так что если вы только планируете начать знакомство с творчеством этого автора, то «Игры тестостерона» вам точно подходят. Для других читателей книга даст пищу для размышления о вопросах биологии поведения и их влиянии на человеческое общество.